Традиции чувашской свадьбы

Чувашская свадьба — традиции и обычаи

Чувашская свадьба богата на традиции и разнообразные обряды и обычаи. Рассмотрим подробнее все особенности церемонии в этой статье.

Свадьба — главный этап в жизни чуваша.

Свадьба для чувашского населения столь же значимый момент в жизни как смерть или рождение, это символический жизненный этап-создание ячейки общества для родословной. Издревле чуваши считают создание семье жизненной целью каждого человека. В случае когда человек по каким-либо обстоятельствам не успевал вступить в брак и не завел детей, он умирает во грехе. Подготовка и проведение чувашской народной свадьбы это непросто обыкновенный праздник с застольем, это этап в жизни с соблюдением обрядов.

Национальные традиции

Чувашская свадьба сопряжена с бытовыми и религиозными поверьями. К бытовым относятся калым, приданое, к религиозным-защита от нечисти и привлечение счастья в новой семье. Вся свадебная церемония длится на протяжении нескольких недель и проходит множество этапов от сватовства до бракосочетания.

Знакомства и выбор невесты и жениха

В поиске возлюбленной жениху приходилось отправляться далеко за пределы родного села. Это создавало уверенность, что девушка не будет состоять с избранником в близкородственных связях. Жители одного села, деревни могли приходиться родственниками, что категорически запрещено по канонам чувашских традиций.

По этой причине в праздниках участвовали несколько поселений, где молодежь и знакомилась. Встречаются случаи, когда второю половину выбирают родители, но в таком случае обязательно спрашивалось согласие обоих сторон пред бракосочетанием. Когда возникала симпатия у одной из сторон по национальной традиции принято дарить подарки, девушка преподносит платок, а парень угощает гостинцами.

Выбор невесты

После выбора суженой молодой человек объявлял о своем решение родителям, отец с матерью в свою очередь, перед свадьбой удостоверялись, что берут в дом здоровую и воспитанную девушку. Так как будущую супругу становится полноправной хозяйкой в доме и напрямую обязана следить за порядком, то навыки работницы проверялись с особой тщательностью. Более зрелые невесты ценятся больше, чем совсем молодые, так и приданое солиднее и опыт ведения хозяйства за плечами имеется.

Начало сватовства

Самое распространённое время года для сватовства весна. К суженой отправлялась группа сватов, которая состояла из многочисленных родственников и близких, главное, чтобы количество сватов было нечетное. Выбранные люди приходили в дом к невесте с гостинцами и горячительными напитками. Когда выбор делают родители, то на первые смотрины берут жениха. Если по каким-то причинам невеста не понравилась жениху, молодой имеет права отказаться от продолжения сватовства.

По прибытии в дом невесты сваты заводили ничего не значащий разговор с родственниками избранницы. Это делалось осознано в честь древних традиций, в свою очередь, родители не замечали скрытого умысла. После чего звали будущую супругу и оглашали цель визита.

Сватовство и все что с ним связано

Если зазванным гонцам удавалось обсудить все договоренности с родителями, то через пару дней в дом приходили родители со второй стороны для закрепления знакомства и заключали соглашение о калыме и приданом. С обеих сторон обменивались гостинцами, а сосватанная девушка преподносила презенты родственникам избранника. На это застолье проводились переговоры о предстоящем свадебном тожестве, обычно церемония назначалась через 3-5 недель, обязательное условие нечетное количество недель.

Приданое состояло из предметов кухонного обихода и одежды, а также скота. Для калыма готовились деньги, продукты для свадьбы. Эта чувашская особенность действует по сей день, но немного видоизменилась все измеряется в денежном эквиваленте.

Передача денежных средств проходит в преддверии свадебного торжества, родня невесты выставляет на стол хлеб с солью, а родственники жениха покрывают его кошельком с денежным калымом. Старший в семьи невесты мужского рода забирает деньги, а кошелек возвращается обратно с вложенной монеткой, чтобы деньги в доме не заканчивались.

Подготовительные особенности к свадьбе

Чувашские свадебные традиции насчитывают много обрядов, все зависит от географического местоположения чувашей. Огромное значение, на обряд влияет, согласовано ли торжество с будущей супругой или ее крадут. Свадебная церемония начинается одновременно в обоих домах, после чего будущий супруг забирает невесту к себе в жилище, где и продолжается празднование.

За несколько дней до торжества молодожены обходят с друзьями всех родственников в своем селе. А также одной из традиций является пивоварение. На первом этапе перед свадьбой занимались уборкой в бане и доме для молодоженов и родственников. После бани новобрачная проходила повторное омовение, чтобы отчиститься от злых духов. После банных процедур супруги облачались в национальную одежду, просили благословения у старших в роду, и начиналась торжественная церемония.

Начало свадебной церемонии в доме невесты

В ожидание прибытия жениха, гости собирались в доме, приглашенные занимались подготовкой угощений к столу и молились за благополучие молодой семьи. В это время в соседней комнате невеста с подружками примеряла свадебное платье. По приезде молодого, он платил отцу невесты символическую оплату. После чего вся процессия проходила в дом, парень занимал отведенное место, куда родители невесты подложили деньги.

Встреча жениха на свадьбе

Во время веселого застолья с песнями и плясками вводилась новобрачная, покрытая свадебным покрывалом. Возлюбленная заводила песнь-плач с причитаниями, после чего ее забирал жених в свой дом. После выезда за пределы, отчего жилища парень выполнял обряд для изгнания злых духов—бил жену три раза нагайкой. Обратная дорога сопровождалась песнями и музыкой.

Подготовка к свадьбе в доме жениха

Во время сбора гостей жениха наряжали в традиционный чувашский костюм близкие родственницы. Затем молодожен выходил во двор, где дружка с холостыми парнями запевали первые песни и пляски. После первого этапа все возвращались в дом, где предстояло выпить. И только после этого жених с друзьями отправлялся в дорогу за невестой.

В дом к жениху возвращались под вечер, и все располагались ночевать. Новобрачная с родственницами жениха, и остальные приглашенные гости также оставались на погост в доме супруга. Наутро проводился обряд венчания в церкви. Послесвадебной церемонии гости, и молодые возвращались домой, где состоявшаяся супруга переодевалась в наряд замужней девушки и свадебное пиршество продолжалось.

Свадебная церемония в доме жениха

По окончании венчания начиналась череда традиционных обрядов. У околицы свекра разбивалось яйцо, сам муж съедал жидкую яичницу с молоком во благо семейного счастья. После каждого обряда новобрачные отправлялись на брачное ложе: молодых просто запирали на пару часов в комнате, после их поднимала одна из матерей.

Состоявшаяся супруга по традиции отправлялась за водой после того как, супруги побывали на брачной кровати. Жена должна набрать воды и принести полное ведро в дом, притом золовка трижды мешала это сделать, и только на четвертый раз разрешалось занести воду в жилище. После всех национальных традиции свадебное застолье продолжалось сутки, и свадьба заканчивалась.

Обычаи после свадьбы направленные на укрепление семейного очага

После свадьбы в течение трех дней новоиспеченная жена не могла убираться в доме, это делали близкие родственницы, за что молодая откупалась подарками. А также подарками одаривалась свекровь семью презентами. В течение первого года породнившиеся семьи ездят, друг другу в гости. Так, они укрепляют семейные узы.

Через семь дней супруги должны навестить тестя. Через несколько дней вновь навещали тестя, но уже в присутствие родителей и одного родственника. Через шесть месяцев посещали отца невесты в количестве 12 человек, все гостили в течение трех дней, во время которого возвращался остаток приданого.

Существует еще одно важное поверье, жених не мог танцевать и плясать на собственной свадьбе. В случае несоблюдения традиции считалось, что жене буде плохо жить в этом браке. Веселиться разрешалось только после первого визита к отцу супруги. Но современные молодожены исполняют первый свадебный танец прямо на церемонии.

Песнь счастья

Строгости веселой чувашской свадьбы

Старинные свадебные песни чуваши сочиняли сообразно невесте, жениху, их семьям и родственникам. Поэтому ни одна свадьба не была похожа на другую.

Играли свадьбы чуваши в любое время года, главное, чтобы не в пост и не на убывающей луне. Эта традиция сохранилась и по сей день. А вот сама свадьба, которая раньше длилась несколько дней, теперь стала существенно короче.

Каждое действие чувашской свадьбы заранее расписано. И этот церемониал никогда не нарушается.

Предварительные шаги

Полюбив друг друга, молодые сообщают о своем решении пожениться родителям. Сначала отец жениха вместе с посредником (как правило, близким родственником) идут к родителям невесты знакомиться. Главные качества для топкача (так чуваши называют посредника) – красноречие и находчивость.

Переговоры начинает посредник, намекая, зачем пожаловали. Если родителям невесты кандидатура жениха нравится, они приглашают гостей за стол. Посредник выставляет привезенные с собой закуски: пиво “сaра”, лепешки и домашний сыр “чaкaт”. Долго гости не засиживаются: обговорив день сватовства, уезжают.

Следом за знакомством наступает черед сватовства (хер сурасни). В качестве сватов, которых всегда нечетное число, выступают женатые родственники мужского пола: отец, брат, крестный отец и др.

Невеста в комнату, где решается ее судьба, выходит только тогда, когда будущие сватья поняли, что нравятся друг другу, и пришел черед и на девушку посмотреть.

Согласие молодой спрашивает ее мать, получив оное, невесту усаживают за стол рядом с женихом и начинают обстоятельный деловой разговор: во время сватовства необходимо максимально конкретно проговорить все важные детали будущей свадьбы.

Когда беседа закончена, жених и невеста идут за соседями и родными, которых обязательно угощают, рассказывая о скорой свадьбе. Перед отъездом невеста кормит сватов горячим супом и одаривает подарками. В том числе, обязательно передает презент будущей свекрови. А жениху достается нарядная рубаха.

Последние приготовления

С этого дня обе стороны тщательно готовятся к свадьбе. Невеста из своих подружек выбирает хeр cумeсем (свидетельниц), жених — дружков, а его родители — хaйматлaх (посаженых родителей) и туй пуce (“начальника” свадебного поезда). В обоих домах готовятся к пиру: варят пиво и стряпают праздничные кушанья.

За два-три дня до свадьбы сторона жениха едет к родителям невесты на сговор — кaмaлчав. В некоторых чувашских селах сохранилась традиция дарить в честь сговора символические подарки белого цвета: от носового платка, до отреза материи. Тканый презент преподносят со словами: “Пусть наши дети живут вместе до старости, пока не побелеют как этот платок (отрез и т. д.)”.

Свадьба справляется примерно через месяц после сватовства. Торжества идут параллельно и одновременно и в доме невесты, и в доме жениха.

В родительском доме жениха сооружают шилек: подметают двор, четырьмя лавками ограничивают периметр, оставляя вход. В углу площадки ставят стол, рядом “сажают” молодую рябину или липу.

Точно также готовятся к торжеству и в доме невесты: наряжают разноцветными лентами свое деревце и обязательно, вешают на него белую чувашскую рубашку. Белоснежная одежда символизирует собой долгую и чистую будущую жизнь. Рядом с деревцем закапывают бутылку: ее в последствии разопьют те, кто будет разбирать свадебные “декорации”.

Пока в домах полным ходом идут приготовления жених и его дружки времени зря не теряют: разъезжают по деревне и частушками созывают соседей на свадьбу.

Поезд счастья: остановка в доме невесты

Секрет веселой свадьбы – правильный подбор участников.

Два-три специально приглашенных гостя-“зажигалки” способны творить чудеса, вовлекая в веселье всех остальных.

Разрешение на начало гуляний дают старейшины, первой запевает – посаженная мать, в своей песне восхваляя семью жениха. Дождавшись благословения стариков и родителей свадебный поезд отправляется в путь.

Всю дорогу “пассажиры” поезда поют песни и частушки, в которых славят жениха и невесту.

Впрочем, подшутить над молодыми также не возбраняется: обижаться на свадебные припевки не положено.

Услышав приближение поезда, подружки “крадут” невесту и прячут ее в амбаре или у соседей.

У закрытых ворот свадебный поезд ожидают сестры или подруги будущей жены и женатая пора более старшего возраста.

Просто так в дом не проникнуть – только через выкуп, честь оплатить который возлагается на туй пуce. Не пожадничал – получил кружку пива и приглашение зайти в дом. В избе “начальника” поезда сажают на почетное место.

Хочешь, чтобы место было не только почетным, но и удобным? Оплати подушку и не спускай с нее глаз: зазеваешься, подружки живо утащат, чтобы получить за нее выкуп заново.

Следом за туй пуcе приезжает жених со свитой. Их, хлебом-солью, встречают родители невесты. К ногам молодого расстилают домотканое белое полотно или ковровую дорожку, на хлеб обязательно кладут деньги.

Каждому вошедшему в дом подносят кружку пива, подают угощения. Лишь основательно подкрепившись, жених и посаженный отец отправляются на поиск суженой. Подружки перестарались и невесту так просто найти не удается? Подсказки можно купить за деньги. Средства понадобятся и после нахождения “пропажи”: выкупы различного рода чуваши уважают.

Свое сокровище в дом жених заносит на руках. Сажают молодых под иконы, в красный угол, по обе стороны от пары – гости со стороны жениха.

Веселье, сопровождаемое песнями и плясками, идет непрерывно. “Отвечают” за этот многочасовой марафон подружки невесты и дружки жениха. Чем больше песен будет спето, чем разнообразнее они окажутся, тем лучше запомнится свадьба.

Жених с невестой участия в общем гулянии не принимают, они ожидают традиционного благословения от родителей невесты. Его черед приходит через 2-3 часа после начала свадебного пира. Гости и родственники покидают помещение, за столом остаются мать и отец молодой, перед ними встают жених и невеста. Знак родительского благословения – белый сверток, в котором лежат икона Богородицы, три вышитых полотенца и хлеб.

Получив благословение, молодые под пение посаженной матери, уезжают в дом жениха. С собой забирают перину и подушки, выкупленные посаженным отцом.

Поезд счастья: конечная – дом жениха

Хлеб-соль, домотканое полотно, — встреча невесты проходит по точно такому же сценарию, как и встреча жениха.

В дом молодых заводит посаженый отец. Первом делом невеста “пристраивает” подарки своей матери: ставит в положенное место икону, вешает полотенца. От матери жениха сын и его невеста в качестве благословления принимают ковш пива.

Хорошую невесту не грех и похвалить! Причем, не один раз! Тем более, что для этого есть специальные хвалебные песни, которые исполняют туй арaмeсем.

Следующие гости – гонцы с приданым невесты – приезжают на отдельном свадебном поезде со своими песнями и шутками. Вручив приданое, молодежь проходит за накрытый стол.

А невесту в это время посвящают в жены. Специальный обряд “арaм туни, сурпан сырaнтарни” проходит в отдельном помещении: из подвенечного платья молодую переодевают в традиционный чувашский свадебный наряд. Обязательная часть обряда – покрытие головы. Раньше девушке повязывали традиционную женскую повязку – сурпан, в наши дни – вышитый платок. Руководит преображением невесты в жену молодая замужняя женщина, у которой удачно складывается семейная жизнь.

Обновленную невесту к гостям выводят жених, посаженный отец и гармонист.

Первый танец молодых — ceнe cын ташши — проходит под дождем монет, которые возлюбленные собирают, не прекращая танцевать.

Следом в пляс пускаются и гости: веселое гуляние продолжается до глубокой ночи.

А по утру они проснулись…

По мнению чувашей, лучшее начало семейной жизни – совместный поход к колодцу. Разбуженные посаженным отцом, молодые отправляются за водой. Точнее, за водой идет молодая жена, а муж, друзья, музыканты и посаженный отец сопровождают ее на этом непростом пути.

Просто зачерпнуть воду недостаточно. Сначала в игру вступает посаженный отец, который набрав воды отдает ведра мужу. Молодой выливает воду на землю. Ритуал повторяется трижды. Затем та же процедура проделывается женой. И лишь на третий раз молодая женщина вешает полные ведра на коромысло и идет в сторону дома. “Свита” внимательно наблюдает за ней: важно на протяжении всего пути не пролить ни капли.

У этого обряда есть символическое значение: отныне девушка стала членом новой семьи, на которую ей предстоит безропотно работать.

А в доме невесты в этот самый момент разбирался шилек – последнее свидетельство незамужней жизни – и распивалась закопанная накануне бутылка.

Хотя современные свадьбы стали короче и проще, основной церемониал в сельской местности сохранился и в наши дни. Время показало, самые “живучие” спутники свадьбы – песни и частушки, коих в Чувашии и сейчас знают несметное количество!

Традиции чувашской свадьбы: сватовство, приготовление к свадьбе, встреча новобрачной в доме жениха и обряды послесвадебного периода. Современный чувашский свадебный обряд

страница 53/101
Дата 21.12.2018
Размер 270.21 Kb.
Название файла Ответы ИКЧ (Васильев).docx

Традиции чувашской свадьбы: сватовство, приготовление к свадьбе, встреча новобрачной в доме жениха и обряды послесвадебного периода. Современный чувашский свадебный обряд.

Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Tем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду, накрывали покрывалом. Hевеста начинала плач с причитаниями (хер йерри). Поезд жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом. После продолжительного и весьма образного поэтического монолога старшего из дружек (ман керў) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Hачиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. Hа другой день поезд жениха отъезжал. Hевесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хушпу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу.

Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Пуповину резали: у мальчиков – на топорище, у девочек – на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми.

В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората – младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.

Брак заключался двумя способами: умыканием невесты и свадьбой туй. Первый применяли при отсутствии возможности жениха заплатить выкуп за невесту. Свадьбе предшествовала помолвка, на которой договаривались о размерах выкупа и приданого, сроках свадьбы. свадьба начиналась по прошествии 2-3 недель после помолвки и длилась от 3 до 7 дней. До настоящего времени сохранились региональные различия в отправлении свадебного обряда: в наборе действующих лиц, музыкальном сопровождении и другие. Различают 3 основных типа свадьбы по трем этнографическим группам чувашей, живущих в пределах Чувашской Республики.

Чувашская свадьба – очень яркое и интересное зрелище, театрализованное представление, в котором участвуют определенный набор действующих лиц: хайматлах – посаженный отец, ман-керю – старший зять, кесен керю – младший зять, хер-сюм – подруги невесты, туй-пусь – руководители свадьбы и т. д., каждый из которых выполняет в ходе свадьбы предписанные ему обязанности. Свадьба начиналась во второй половине дня, под вечер, и продолжалась в течении нескольких последующих дней. Заключение брака было связано с введением в дом, семью нового члена – невестки, снохи, поэтому на этот момент обращалось особое внимание. Невеста должна была сходить в сопровождении родственников жениха за водой к роднику и тем самым как бы почтить духа воды, в знак уважения раздавала новым родственникам подарки.

Переход в положение замужней женщины был зафиксирован в обряде надевания женского головного убора хушпу.

Чувашская свадьба, в отличие от русской, проводилась летом, в конце июня – начале июля, до начала страды. Вероятно, поэтому у верховых чувашей до сегодняшнего дня сохранился обычай украшать место предполагаемого празднества ветками липы или рябины.

В современной чувашской свадьбе многие традиционные черты утеряны и заменены элементами русской свадебной обрядности. Особенно заметно проявлялось это влияние на свадьбе чувашей, проживающих вне Чувашской Республики.

Песнь счастья

Строгости веселой чувашской свадьбы

Старинные свадебные песни чуваши сочиняли сообразно невесте, жениху, их семьям и родственникам. Поэтому ни одна свадьба не была похожа на другую.

Играли свадьбы чуваши в любое время года, главное, чтобы не в пост и не на убывающей луне. Эта традиция сохранилась и по сей день. А вот сама свадьба, которая раньше длилась несколько дней, теперь стала существенно короче.

Каждое действие чувашской свадьбы заранее расписано. И этот церемониал никогда не нарушается.

Предварительные шаги

Полюбив друг друга, молодые сообщают о своем решении пожениться родителям. Сначала отец жениха вместе с посредником (как правило, близким родственником) идут к родителям невесты знакомиться. Главные качества для топкача (так чуваши называют посредника) – красноречие и находчивость.

Переговоры начинает посредник, намекая, зачем пожаловали. Если родителям невесты кандидатура жениха нравится, они приглашают гостей за стол. Посредник выставляет привезенные с собой закуски: пиво “сaра”, лепешки и домашний сыр “чaкaт”. Долго гости не засиживаются: обговорив день сватовства, уезжают.

Следом за знакомством наступает черед сватовства (хер сурасни). В качестве сватов, которых всегда нечетное число, выступают женатые родственники мужского пола: отец, брат, крестный отец и др.

Невеста в комнату, где решается ее судьба, выходит только тогда, когда будущие сватья поняли, что нравятся друг другу, и пришел черед и на девушку посмотреть.

Согласие молодой спрашивает ее мать, получив оное, невесту усаживают за стол рядом с женихом и начинают обстоятельный деловой разговор: во время сватовства необходимо максимально конкретно проговорить все важные детали будущей свадьбы.

Когда беседа закончена, жених и невеста идут за соседями и родными, которых обязательно угощают, рассказывая о скорой свадьбе. Перед отъездом невеста кормит сватов горячим супом и одаривает подарками. В том числе, обязательно передает презент будущей свекрови. А жениху достается нарядная рубаха.

Последние приготовления

С этого дня обе стороны тщательно готовятся к свадьбе. Невеста из своих подружек выбирает хeр cумeсем (свидетельниц), жених — дружков, а его родители — хaйматлaх (посаженых родителей) и туй пуce (“начальника” свадебного поезда). В обоих домах готовятся к пиру: варят пиво и стряпают праздничные кушанья.

За два-три дня до свадьбы сторона жениха едет к родителям невесты на сговор — кaмaлчав. В некоторых чувашских селах сохранилась традиция дарить в честь сговора символические подарки белого цвета: от носового платка, до отреза материи. Тканый презент преподносят со словами: “Пусть наши дети живут вместе до старости, пока не побелеют как этот платок (отрез и т. д.)”.

Свадьба справляется примерно через месяц после сватовства. Торжества идут параллельно и одновременно и в доме невесты, и в доме жениха.

В родительском доме жениха сооружают шилек: подметают двор, четырьмя лавками ограничивают периметр, оставляя вход. В углу площадки ставят стол, рядом “сажают” молодую рябину или липу.

Точно также готовятся к торжеству и в доме невесты: наряжают разноцветными лентами свое деревце и обязательно, вешают на него белую чувашскую рубашку. Белоснежная одежда символизирует собой долгую и чистую будущую жизнь. Рядом с деревцем закапывают бутылку: ее в последствии разопьют те, кто будет разбирать свадебные “декорации”.

Пока в домах полным ходом идут приготовления жених и его дружки времени зря не теряют: разъезжают по деревне и частушками созывают соседей на свадьбу.

Поезд счастья: остановка в доме невесты

Секрет веселой свадьбы – правильный подбор участников.

Два-три специально приглашенных гостя-“зажигалки” способны творить чудеса, вовлекая в веселье всех остальных.

Разрешение на начало гуляний дают старейшины, первой запевает – посаженная мать, в своей песне восхваляя семью жениха. Дождавшись благословения стариков и родителей свадебный поезд отправляется в путь.

Всю дорогу “пассажиры” поезда поют песни и частушки, в которых славят жениха и невесту.

Впрочем, подшутить над молодыми также не возбраняется: обижаться на свадебные припевки не положено.

Услышав приближение поезда, подружки “крадут” невесту и прячут ее в амбаре или у соседей.

У закрытых ворот свадебный поезд ожидают сестры или подруги будущей жены и женатая пора более старшего возраста.

Просто так в дом не проникнуть – только через выкуп, честь оплатить который возлагается на туй пуce. Не пожадничал – получил кружку пива и приглашение зайти в дом. В избе “начальника” поезда сажают на почетное место.

Хочешь, чтобы место было не только почетным, но и удобным? Оплати подушку и не спускай с нее глаз: зазеваешься, подружки живо утащат, чтобы получить за нее выкуп заново.

Следом за туй пуcе приезжает жених со свитой. Их, хлебом-солью, встречают родители невесты. К ногам молодого расстилают домотканое белое полотно или ковровую дорожку, на хлеб обязательно кладут деньги.

Каждому вошедшему в дом подносят кружку пива, подают угощения. Лишь основательно подкрепившись, жених и посаженный отец отправляются на поиск суженой. Подружки перестарались и невесту так просто найти не удается? Подсказки можно купить за деньги. Средства понадобятся и после нахождения “пропажи”: выкупы различного рода чуваши уважают.

Свое сокровище в дом жених заносит на руках. Сажают молодых под иконы, в красный угол, по обе стороны от пары – гости со стороны жениха.

Веселье, сопровождаемое песнями и плясками, идет непрерывно. “Отвечают” за этот многочасовой марафон подружки невесты и дружки жениха. Чем больше песен будет спето, чем разнообразнее они окажутся, тем лучше запомнится свадьба.

Жених с невестой участия в общем гулянии не принимают, они ожидают традиционного благословения от родителей невесты. Его черед приходит через 2-3 часа после начала свадебного пира. Гости и родственники покидают помещение, за столом остаются мать и отец молодой, перед ними встают жених и невеста. Знак родительского благословения – белый сверток, в котором лежат икона Богородицы, три вышитых полотенца и хлеб.

Получив благословение, молодые под пение посаженной матери, уезжают в дом жениха. С собой забирают перину и подушки, выкупленные посаженным отцом.

Поезд счастья: конечная – дом жениха

Хлеб-соль, домотканое полотно, — встреча невесты проходит по точно такому же сценарию, как и встреча жениха.

В дом молодых заводит посаженый отец. Первом делом невеста “пристраивает” подарки своей матери: ставит в положенное место икону, вешает полотенца. От матери жениха сын и его невеста в качестве благословления принимают ковш пива.

Хорошую невесту не грех и похвалить! Причем, не один раз! Тем более, что для этого есть специальные хвалебные песни, которые исполняют туй арaмeсем.

Следующие гости – гонцы с приданым невесты – приезжают на отдельном свадебном поезде со своими песнями и шутками. Вручив приданое, молодежь проходит за накрытый стол.

А невесту в это время посвящают в жены. Специальный обряд “арaм туни, сурпан сырaнтарни” проходит в отдельном помещении: из подвенечного платья молодую переодевают в традиционный чувашский свадебный наряд. Обязательная часть обряда – покрытие головы. Раньше девушке повязывали традиционную женскую повязку – сурпан, в наши дни – вышитый платок. Руководит преображением невесты в жену молодая замужняя женщина, у которой удачно складывается семейная жизнь.

Обновленную невесту к гостям выводят жених, посаженный отец и гармонист.

Первый танец молодых — ceнe cын ташши — проходит под дождем монет, которые возлюбленные собирают, не прекращая танцевать.

Следом в пляс пускаются и гости: веселое гуляние продолжается до глубокой ночи.

А по утру они проснулись…

По мнению чувашей, лучшее начало семейной жизни – совместный поход к колодцу. Разбуженные посаженным отцом, молодые отправляются за водой. Точнее, за водой идет молодая жена, а муж, друзья, музыканты и посаженный отец сопровождают ее на этом непростом пути.

Просто зачерпнуть воду недостаточно. Сначала в игру вступает посаженный отец, который набрав воды отдает ведра мужу. Молодой выливает воду на землю. Ритуал повторяется трижды. Затем та же процедура проделывается женой. И лишь на третий раз молодая женщина вешает полные ведра на коромысло и идет в сторону дома. “Свита” внимательно наблюдает за ней: важно на протяжении всего пути не пролить ни капли.

У этого обряда есть символическое значение: отныне девушка стала членом новой семьи, на которую ей предстоит безропотно работать.

А в доме невесты в этот самый момент разбирался шилек – последнее свидетельство незамужней жизни – и распивалась закопанная накануне бутылка.

Хотя современные свадьбы стали короче и проще, основной церемониал в сельской местности сохранился и в наши дни. Время показало, самые “живучие” спутники свадьбы – песни и частушки, коих в Чувашии и сейчас знают несметное количество!

Чувашская народная свадьба.

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.

Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.

Знакомства и выбор невесты и жениха

По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Например, нельзя было жениться семиюродным братьям и сестрам, а восьмиюродным уже можно. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях, ведь часто бывало так, что жители одной деревни происходили от одного родственника.

Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п.

Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д.

Иногда родители сами подбирали своим детям женихов и невест. Но без их согласия свадьбы устраивали редко.

Чуваши считали, что чем старше была невеста, тем она ценнее, тем больше она умела и тем богаче было приданое, которое начинали готовить с детского возраста.

Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания, родители юноши посылали сватов . Через несколько дней в дом невесты приезжали родители и родственники жениха для окончательного сватания невесты. Привозили гостинцы: пиво, сыр, разные печения. Со стороны невесты также собирались родственники, обычно старшие в семье. Перед угощением приоткрывали дверь и молились с кусочками хлеба и сыра в руках. Затем начинался пир, песни, веселье, В этот же день невеста дарила будущим родственникам подарки: полотенца, сурпаны, рубахи и угощала их пивом, в ответ они клали в опустошенный ковш несколько монет. Во время одного из этих посещений сваты договаривались о дне свадьбы и размере калыма и приданом.

За несколько дней до свадьбы родители жениха еще раз приходили в дом невесты для окончательного договора о сроках свадьбы.

Для проведения свадебных торжеств во дворе устанавливали специальные скамейки и стол.

В качестве калыма давали деньги, продукты питания для свадьбы, шкуры для шубы и т.п. А в приданое входила разная одежда, платки, полотенца, перины-подушки, сундуки, домашние животные: жеребенок, корова, овцы, гуси, курица с цыплятами.

Старший дружка выбирался из близких родственников жениха — добрый, веселый мужчина, балагур и краснобай, отлично помнящий все подробности свадебного ритуала. Обычно он вел переговоры с родителями невесты. Младший дружка выбирался из молодых родственников жениха.

Подготовка к свадьбе

Свадьба была большим праздником для обеих деревень. В каждой местности были свои отличия в проведении свадебных торжеств. Но везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю.

Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы.

Начало свадьбы в доме невесты. К началу свадьбы собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье и благополучии молодой семьи.

Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Наряженную невесту подруги вводили в дом. Она кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.

По чувашским традициям, и жениха, и невесту сажали на подушки со специальными вышитыми узорами. Русские сажали новобрачных на меховые шкуры, чтобы они жили богато.

Жениха вводили в дом, он кланялся родителям, и те благословляли его. В это время во дворе уже вовсю шло веселье, звучали барабаны, скрипки: все гости пели и плясали, угощались. Затем так же, как и невеста, жених навещал своих родственников. Вместе с музыкантами, с разнаряженными и вооруженными друзьями, верхом на лошадях объезжали всю деревню, ездили в другие деревни.

Обязательным свадебным обрядом был одевание невестой женского головного убора — сурпан хушпу. В разных местах он мог проводиться в разное время: перед выездом невесты в дом жениха, после снятия покрывала, перед входом в дом жениха и т.д.

Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой —который также мог проводиться по-разному. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.

После этих обрядов день-два еще угощались и веселились, пели прощальные песни, благодарили хозяев и расходились по домам.

После свадьбы породнившиеся семьи несколько раз ездили друг к другу в гости. Одно из посещений, обычно поздней осенью, когда молодые и родственники мужа ездили в гости к родителям жены, называлось тав?рна (возвращение).

Во время этого посещения молодой семье отдавали оставшуюся часть приданого — домашнюю скотину: корову, овец, пчел и т.п. На этом веселье (или через 40 дней) молодожены впервые после свадьбы могли петь и плясать.

Национальные традиции чувашских праздников

Антропологи из Чувашии утверждают, что чувашский народ с трепетом относится к своему наследию и старается хранить родные традиции. О том, какие традиционные и заимствованные у славян праздники до сих пор чтут в чувашских семьях, узнал корреспондент SmartNews.
Многие чуваши знают и помнят о культурном наследии своего народа, но далеко не в каждой семье принято соблюдать древние традиции и праздники. Заведующий отделом этнологии и антропологии Чувашского государственного института гуманитарных наук уверен, что многие обычаи живы до сих пор. Специалист подчеркнул, что наибольший интерес к национальному наследию проявляют чуваши, проживающие за пределами своей малой родины, местные же чтут лишь некоторые, особо важные праздники.
Древние чуваши считали, что каждый человек обязан был сделать два главных дела в своей жизни: заботиться о своих предках и вырастить детей достойными людьми. Поэтому во многих чувашских семьях отмечают праздник Симек. Он совпадает с православной Троицей, но праздновать его принято накануне — в четверг или субботу. Симек имеет языческие корни. В этот день собирается вся семья, вместе посещают кладбище, вспоминают предков, варят домашнее пиво и готовят национальное блюдо шурбе.
Очень часто один и тот же праздник в разных районах Чувашии празднуют по-разному.

Так, в Батыревском районе, празднуя Симек, водят хороводы.
В Симек в нашей деревне собираются все жители, водят хороводы и поют национальные песни. А молодые девушки со своими парнями выкапывают молодую березу, привязывают на нее ленточки, затем спускаются к речке, где омывают корни, а потом вновь сажают на возвышенности.

Наибольшей популярностью среди исконных чувашей пользуются праздники, схожие со славянскими. Например, языческий праздник Саварни очень напоминает православную Масленицу.
В Моргаушском районе празднуют Саварни ежегодно, соблюдая все правила проведения, не забывая про традиции. В центре села устраивают массовые гулянья, пекут блины, детей катают на санях, на лошадей вешают различные ленточки, звоночки, поют песни, танцуют. И если русские под конец праздника сжигают чучело, то мы разжигаем костры на холмах, чтобы солнце быстрее «нагрелось».
Антрополог Георгий Матвеев объединение русских и чувашских традиций объясняет тем, что в середине ХХ века национальным обычаям, как и самим национальностям, не придавали никакого значения. Всего за несколько десятилетий славянские праздники прочно закрепились в жизни чувашей и вытеснили традиционные. В итоге в Чувашии стали забывать даже родной язык.
Национальные традиции начали возрождаться только в 80-х годах, именно тогда стали появляться всевозможные фольклорные группы и внеклассные кружки, где обучали чувашской вышивке и т. д. Еще в 90-х чуваши стеснялись своего языка, а сейчас с гордостью говорят на нем и учат своих детей. Причем как раз в это время в школах начали появляться такие предметы, как культура родного края, чувашская литература и чувашский язык.
По мнению Георгия Матвеева, чувашские традиции становятся все более и более популярны в последнее время. Примечательно, что именно молодежь проявляет интерес к обычаям своих предков. В последние годы всё чаще стали проводить национальные свадьбы.

Свадебная церемония в доме жениха и в доме невесты начиналась одновременно, но раздельно. Свадьба у жениха называется арсын туйе (мужская свадьба), в его доме начало обряда заключается в избрании главных персонажей, подготовке места гулянья и выезде свадьбы за невестой. Свадьба у невесты — хер киленчи туйе (свадьба в доме невесты).
Желание отпраздновать свою свадьбу в чувашских традициях возникло у меня еще в детстве. Моя бабушка очень любила свою родину, она и привила мне уважение к обычаям предков.

Акатуй уже в последнее время слабо отмечается, хотя тоже стараются много для сохранения праздника, обычно проводится после окончания весенних полевых работ. Но в наше время, когда сельское хозяйство развалено и в руинах лежит, не особо широко отмечаемый праздник. А в детстве я помню, это был один из самых моих любимых и веселых праздников, проводили его тогда всегда на широкую ногу.

Еще по сей день отмечаетя Мнкун. Все эти праздники связаны со старой чувашской религией. У чувашей, которые проживают за пределами республики и которые не приняли христианство, количество этих праздников больше и традиции лучше сохранены.

В селе, перед уборкой урожая и перед посевом, или когда нет долго дождей председатель колхоза со старейшинами идут в поле на определенное место Киремет на жертвоприношение (барана обычно), задабривают бога языческого на благополучие.

Традиции чувашского народа

Традиции и обычаи чувашей связаны с поклонением духам природы, земледелием, временами года, семьей и преемственностью поколений. Сегодня население Чувашской Республики – это современные демократичные люди, которые модно одеваются, активно используют достижения и блага технического прогресса. При этом они свято чтут свою культуру и историческую память, передают от поколения к поколению.

Несколько поколений в одном доме

Семья – главная ценность для каждого чуваша, поэтому и семейные ценности почитаются свято. В чувашских семьях супруги имеют равные права. Приветствуется проживание нескольких поколений в одном доме, так что семьи, где бабушки-дедушки, их внуки и правнуки живут под одной крышей и ведут совместный быт, не редкость.

Старшее поколение особо почитаемое. Ребенок и взрослый никогда не употребит слово «мама» в саркастическом, юмористическом и тем более оскорбительном контексте. Родители – это святое.

Помощь с внуками

Рождение ребенка – большая радость, пол новорожденного не имеет значения. Бабушки и дедушки помогают родителям с воспитанием детей – внуки находятся на их попечении до 3 лет. Когда ребенок подрастает, старшие привлекают его к работе по дому.

В селах практически нет сирот, потому что деревенские семьи охотно усыновят ребенка-отказника или потерявшего родителей.

Минорат – это система наследования, по которой имущество переходит к младшим детям. У чувашей такая традиция распространяется на младших сыновей.

Они, достигая совершеннолетия, остаются жить с родителями, помогают по хозяйству, со скотом, участвуют в посадке огородов и сборе урожая, других ежедневных делах.

Свадебные наряды

Семья начинается со свадьбы, которые играют весело, с размахом. Жители из разных регионов России приезжают, чтобы увидеть это действо. По национальному обычаю жених в торжественный день должен быть в расшитой рубашке и кафтане, подпоясанном синим кушаком. Иногда кушак зеленого цвета.

На голове – меховая шапка с монетой, обут молодой человек в сапоги. Национальный костюм на все времена года. Снять шапку и кафтан жениху запрещено – нужно ходить в них до окончания свадьбы.

Торжественный наряд невесты состоял из рубашки, передника, вышитого халата. Голову украшала шапочка, вручную расшитая бисером и серебряными монетами. На плече – специальная накидка, украшенная серебряными монетами, на руках и шее – множественные украшения.

Украшений настолько много, что весили они зачастую больше 2-3 кг. А весь наряд затягивал на 15 кг и больше. Монеты пришивались не просто так – при движении они издавали мелодичный звон, оповещая о приближении новобрачной.

Свадебные обычаи

Многие древние традиции встречаются на чувашских свадьбах и сегодня. Среди них – встреча жениха.

  • Гости и родня новобрачной собираются в ее доме и поджидают жениха у ворот. Встречают его, как положено, хлебом и солью, еще и пивом.
  • Во дворе заранее накрывают стол для гостей – все прибывшие в свадебном кортеже должны за него сесть, выпить за здоровье молодых.
  • Свадьбы празднуют два дня. Первый день веселья проходит в доме невесты, на второй день приглашенные перемещаются в родительский дом жениха.
  • Утром после торжества на невесту надевают хуш-пу – головной убор, который носят замужние дамы.

Причитания и плач

Причитание – еще один самобытный обряд. В некоторых этногруппах он актуален и сейчас. Девушка, покидая родительский дом, уже одетая в подвенечное платье, должна спеть грустную песню с причитаниями. Плач символизирует уход из родительского дома, начало взрослой жизни.

Первой во время песни начинает причитать старшая сестра или замужняя родственница, затем к ним присоединяется невеста.

Дань плача

Этот обряд является продолжением предыдущего. Во время плача новобрачная обнимала родственников и друзей, как бы прощаясь. Каждому человеку, подходившему к ней, она протягивала ковш с пивом. В него гость бросал монеты.

Дань плача длился несколько часов, после чего девушка вынимала монеты, клала их за пазуху. Все это время гости танцевали, потешая виновницу торжества. Затем невесту увозили в дом избранника.

Без песен и танцев

На чувашских свадьбах молодожены не пели и не танцевали. Считалось, что танцующий и поющий молодожен станет легкомысленным супругом. Жене с ним будет нелегко.

Петь и веселиться новобрачные могли, когда впервые после бракосочетания приходили в дом тестя, но теперь уже как гости.

Сегодня виновники торжества повсеместно нарушают странную традицию. Сразу после церемонии они исполняют брачный танец, а затем веселятся вместе с гостями.

Укрепление брака

Три дня после бракосочетания и торжественного банкета новоиспеченная жена не должна убирать в доме – грязную работу в эти дни выполняет родня. Молодая супруга благодарит ее подарками. Семь презентов после бракосочетания невестка должна преподнести свекрови.

В первый год породнившиеся семьи часто бывают в гостях друг у друга. Делается этого с единственной целью – наладить контакт, укрепить родство.

Через неделю после бракосочетания молодожены приезжают с визитом к тестю. Через три недели – повторный визит к нему, а через 6 месяцев в гости едут уже 12 человек: молодые супруги, родственники мужа.

Продолжительность последнего визита – 3 дня. С угощениями, разговорами, песнями, плясками. Молодая семья получала остаток приданого в этот приезд – домашний скот.

Родство – одна из лучших и свято почитаемых традиций у чувашей. Возможно, поэтому семьи у представителей народа крепкие, разводы происходят гораздо реже, чем у других национальностей, проживающих в РФ, а взаимопонимание и связь поколений – не пустой звук.

Традиции чувашской свадьбы: сватовство, приготовление к свадьбе, встреча новобрачной в доме жениха и обряды послесвадебного периода. Современный чувашский свадебный обряд

страница 53/101
Дата 21.12.2018
Размер 270.21 Kb.
Название файла Ответы ИКЧ (Васильев).docx

Традиции чувашской свадьбы: сватовство, приготовление к свадьбе, встреча новобрачной в доме жениха и обряды послесвадебного периода. Современный чувашский свадебный обряд.

Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Tем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду, накрывали покрывалом. Hевеста начинала плач с причитаниями (хер йерри). Поезд жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом. После продолжительного и весьма образного поэтического монолога старшего из дружек (ман керў) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Hачиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. Hа другой день поезд жениха отъезжал. Hевесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хушпу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу.

Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Пуповину резали: у мальчиков – на топорище, у девочек – на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми.

В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората – младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.

Брак заключался двумя способами: умыканием невесты и свадьбой туй. Первый применяли при отсутствии возможности жениха заплатить выкуп за невесту. Свадьбе предшествовала помолвка, на которой договаривались о размерах выкупа и приданого, сроках свадьбы. свадьба начиналась по прошествии 2-3 недель после помолвки и длилась от 3 до 7 дней. До настоящего времени сохранились региональные различия в отправлении свадебного обряда: в наборе действующих лиц, музыкальном сопровождении и другие. Различают 3 основных типа свадьбы по трем этнографическим группам чувашей, живущих в пределах Чувашской Республики.

Чувашская свадьба – очень яркое и интересное зрелище, театрализованное представление, в котором участвуют определенный набор действующих лиц: хайматлах – посаженный отец, ман-керю – старший зять, кесен керю – младший зять, хер-сюм – подруги невесты, туй-пусь – руководители свадьбы и т. д., каждый из которых выполняет в ходе свадьбы предписанные ему обязанности. Свадьба начиналась во второй половине дня, под вечер, и продолжалась в течении нескольких последующих дней. Заключение брака было связано с введением в дом, семью нового члена – невестки, снохи, поэтому на этот момент обращалось особое внимание. Невеста должна была сходить в сопровождении родственников жениха за водой к роднику и тем самым как бы почтить духа воды, в знак уважения раздавала новым родственникам подарки.

Переход в положение замужней женщины был зафиксирован в обряде надевания женского головного убора хушпу.

Чувашская свадьба, в отличие от русской, проводилась летом, в конце июня – начале июля, до начала страды. Вероятно, поэтому у верховых чувашей до сегодняшнего дня сохранился обычай украшать место предполагаемого празднества ветками липы или рябины.

В современной чувашской свадьбе многие традиционные черты утеряны и заменены элементами русской свадебной обрядности. Особенно заметно проявлялось это влияние на свадьбе чувашей, проживающих вне Чувашской Республики.

Золотая свадьба в чувашских традициях

Круглую дату совместной жизни отметили 8 февраля живущие в Краснодарском крае уроженцы Чувашии Георгий и Валентина Петровы. Корреспондент газеты «Анапское Черноморье» побывала накануне в гостях у юбиляров. И впечатлилась чувашскими нарядами, которые супруги приготовили к золотой свадьбе.

— Пять лет шила костюм мужу, настоящий — чувашский! — сообщила Валентина Матвеевна, извлекая из недр шкафа синюю атласную рубашку и белоснежный пиджак, расшитый синими ленточками и тонким кружевом. Следом появляется женский наряд и какое-то сияющее чудо — то ли воротник, то ли колье из густой сетки бус и монеток…

…Смеясь и подтрунивая друг над другом, Георгий Димитриевич и Валентина Матвеевна вспоминали, как 8 февраля 1969 года, утопая по пояс в сугробах, пешком шли из родной деревушки Ижекей (Красночетайский район. — Прим. ред.) в соседнюю, где находился сельсовет, чтобы расписаться. И как в ночь их свадьбы, на улице было минус 28, невеста отплясывала в капроновых чулочках и в белом платьице…

…Учились Георгий и Валентина в одном классе, в школу за семь километров ходили. Потом Георгий поступил в ПТУ на столяра-краснодеревщика, Валентина — в сельхозучилище на плодоовощевода. В день, когда у нее был последний экзамен, Георгия забрали в армию. Письма друг другу каждый день писали. А едва он вернулся, поженились. И практически сразу уехали в Анапу.

Оба долгое время работали в совхозе-техникуме. От хозяйства получили квартиру, а после и дом построили. Троих детей воспитали, сейчас у Петровых уже шестеро внуков. Кстати, Георгий Димитриевич — знатный гармонист, а Валентина Матвеевна — певунья. В свое время на Чембурке все свадьбы с их участием проходили. «Да и сейчас былой кураж дает о себе знать, — пишет корреспондент газеты Виктория Сологуб. — Сначала Георгий Димитриевич включил мне лирические чувашские песни… А потом не выдержал и сам гармонь подхватил. А Валентина Матвеевна запела песню на чувашском, приятно округляя звуки…»

Фрагмент чувашской свадьбы
материал (9 класс) по теме

1 ведущая: Свадьбу начинает туй пуслахе (свадебная голова). В ее состав входили самые близкие родственники со стороны жениха. Они были «гонцами» и выходили намного раньше, чем вся свадьба. Они должны были известить родственников невесты о приезде жениха. Вся свадебная процессия двигалась по солнцу. С собой они брали кученес (гостинец): пиво, спиртное. В дом к невесте они прибывают со свадебными песнями. Туй пуслахе усаживают за стол и угощают их. Угостившись, они выходят из-за стола, и на свое место усаживают родственников невесты и угощают их кученес. Невеста в это время находится в чулане со своими подружками (хер суме). В некоторых местностях невесту прятали в клети. До прихода жениха невеста не показывалась гостям. Это говорило о стремлении соблюдать этикет.

2 ведущая:Вслед за женихом шли наряженные женщины (туй арамесем). Они входили в дом, распевая свадебные песни. Как правило, невесты в доме не было. И жених вместе с дружками шли искать молодую, которую могли спрятать в любом помещении. А в это время женщины (туй арамесем), молодые неженатые парни пляшут во дворе и поют песни.

Вложение Размер
mbou_svadebnyy_obryad.docx 24.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхнеколчуринская СОШ»

Алькеевского МР РТ

Учитель чувашского языка: Смирнова М.А.

1 ведущая : Свадьбу начинает туй пуслахе (свадебная голова). В ее состав входили самые близкие родственники со стороны жениха. Они были «гонцами» и выходили намного раньше, чем вся свадьба. Они должны были известить родственников невесты о приезде жениха. Вся свадебная процессия двигалась по солнцу. С собой они брали кученес (гостинец): пиво, спиртное. В дом к невесте они прибывают со свадебными песнями. Туй пуслахе усаживают за стол и угощают их. Угостившись, они выходят из-за стола, и на свое место усаживают родственников невесты и угощают их кученес. Невеста в это время находится в чулане со своими подружками (хер суме). В некоторых местностях невесту прятали в клети. До прихода жениха невеста не показывалась гостям. Это говорило о стремлении соблюдать этикет.

2 ведущая: Вслед за женихом шли наряженные женщины (туй арамесем). Они входили в дом, распевая свадебные песни. Как правило, невесты в доме не было. И жених вместе с дружками шли искать молодую, которую могли спрятать в любом помещении. А в это время женщины (туй арамесем), молодые неженатые парни пляшут во дворе и поют песни.

1 ведущий : Встречают их родные невесты, в доме остаются только сваты и свахи. Дружка жениха делает шаг вперед и произносит перед ними свою свадебную речь (мăн кĕрÿ такмакĕ):

чун юратнă хăтасем!
Авалхи йăлана прахмаспăр,
çĕнĕрен йăла клармаспăр.
Сирĕн хăтăр (Иçливан)
утмăл урапа туй илсе килчĕ,
хапăл тăватра, çук-и пире,
ырă хăтасем?

– Е саламалик тав сийе!

Ĕçетре, çиетре,
вылятра, кулатра,
пире кĕтетре, кĕтместре,
ырă хăтасем?
Аснăпăрин çичĕ кун,
тухăпăрин виçĕ кун:
утсем ырхан пулчĕç,
Çулсем хура пулчĕç,
Çитеймерĕмĕр каланă вăхăта,
айăп тумăсăрăнччĕ пире, хăтасем!

Тайма пуçăм сире!
Утмăл çухрăм хура вăрман урлă каçрăмăр.
Утмăл çухрăм хура вăрман урлă тухнă чухне
тĕл пултăмăр урхамах.
Урхамахăн пуçĕ пĕлĕте тимест,
ури çĕре тимест.
Вăйлă çил пек çиçкĕнет,
вăйлă шыв пек юхăнат:
Çав урхамаха тытрăмăр, утлантăмăр.
Турран ырлăх-сывлăх ытрăмăр,
Турă çырнипе, Пÿлĕх пÿрнипе
килтĕмĕр эпĕр çак хăта патне хĕр илме,
айăп тумăсăрăнччĕ пире, хăтасем.

Тав та пулин тавах!
Песня подружек невесты:

Путьăр-путьăр путене
ыраш ани пуçĕнче.
Ыраш пучахĕ пит вăрăм,
Çавăнпа пуçне çĕклеймест.
Ах йыснаçăм Иван пур,
куç хăрпаххи пит вăрăм,
Çавăнпа куçне уçаймас.

Путĕр-путĕр перепелка
на конце ржаной полосы.
Ржаные колосья так длинны,
Потому не могут поднять голову.
Ах, зятечек, наш Иван,
Ресницы глаз так длинны,
Потому не может открыть глаза.

Уç-ха пахча алăкне, купăста пуçне курар-ха.
Ил-ха, йысна, çĕлĕкне,
кукша пуçне курар-ха!

Открой-ка калитку в огород,
Дай поглядим на вилок капусты.
Сними-ка, зятек, свою шапку,
Дай разглядим твою лысую голову.

2 ведущий: Найдя, вел ее к столу, где их встречали отец и мать невесты. Под нее кладут подушку.Здесь они получают благословение родителей. Хозяин щедро угощает, кормит-поит своих гостей, которые потом в конце пира кланяются (пуç çапаççĕ) ему и его жене. Поклон этот, как мы упоминали уже в другом месте, состоит в том, что все присутствующие опускаются перед ними на корточки или на колени, одной рукой касаются ступни отца, другой рукой ступни матери, и в это время их лбы прижаты к полу. И невеста совершает такой поклон.

Благословение отца невесты:

Пысăк мар та, Турă пысăк патăр.
Лайăх çÿрĕр,
хирĕç пулакана çул парăр,
усала тÿртĕн, ырра хирĕç,
туй çÿренĕ чухне лайăх çÿрĕр.

Да не велик уж (подарок),
Пусть Бог подарит поболее.
Гуляйте пристойно,
Встречным уступайте дорогу,
Ко злу – задом, к добру – лицом.
Когда гуляет свадьба, ведите себя достойно.

Благословение отца жениха:

Пеххил, ачам.
Пысăк мар та, Турă пысăк патăр.
Телейлĕ пулăр,
пуян пулăр,
ырă çынна юрăр,
усала тÿртĕн, ырра хирĕç,
чипер çÿрĕр!

Благословляю, дитятко,
не велик уж (подарок),
пусть Бог подаст поболее.
Будьте счастливы,
Будьте богаты,
Будьте угодны добрым людям,
Ко злу – задом, к добру – лицом,
Гуляйте пристойно!

Благословение матери жениха

Пеххил, ачам!
Тÿшекĕмрен-çытарăмран уйратăп ĕнтĕ,
кĕпе-йĕмрен уйратăп.
Хăвăр чипер пурăнăр,
телейлĕ пулăр,
тÿшеклĕ-çытарлă пулăр,
усала тÿртĕн, ырра хирĕç,
чипер çÿрĕр.
Эпĕр нумай кала пĕлмеспĕр,
эпĕр пĕлменнине Турă хăй те пĕлет.
Тăрăр!

Благославляю, дитя мое,
Разлучаю тебя от постели и подушки,
Разлучаю от рубашки и штанов,
Сами по себе живите благополучно,
Будьте счастливы,
Обзаведитесь постелью и подушками,
Ко злу – задом, к добру – лицом,
Гуляйте пристойно.
Говорить долго не умеем,
Чего мы не знаем, Бог знает и сам.
Встаньте!

Чувашский танец ансамбля «Нарспи»

2 ведущий : После того как спето несколько песен, вся свадьба заходит в избу, впереди всех идет дружка, после него жених, потом все остальные. Дружка, остановившись около печи, поворачивается к сватам [к отцу жениха и отцу невесты] и снова произносит свою свадебную речь. Пока он говорит, жених “кланяется” отцу невесты: приседает перед ним и рукой касается его правой ступни. Потом за спиной жениха вся свадьба [весь свадебный народ] приседает, стоит один только дружка.

Потом жениха и дружков жениха сажают справа от двери. По этому случаю сюда тоже ставят стол и кладут на него еду. Однако, до того как сесть за стол, трижды поворачивают стол вокруг своей оси по солнцу (хĕвеле май), с востока на запад. Под жениха кладут подушку. Парней угощают, поит дружка, сначала за жениха выпивают ковш пива, потом по очереди за других.
Старики сидят отдельно на почетном месте избы и отдельно едят и пьют. Играет скрипка, и поют, пляшут до самого утра.

1 ведущий: После этого невеста, жених и туй араме спускаются к речке набрать воды. Вместе с ними идет и девочка-родственница с ведром и пивным ковшом. На речке девочка начерпает ковшом ведро, и когда оно уже наполнено, невеста ногой опрокидывает его. Так делают и второй, и третий раз. Ведро, наполненное в четвертый раз, невеста поднимает и сама относит домой. Тут ставит его на стол и всему свадебному народу дает отпить. Каждый за это платит по нескольку копеек. Этот обычай называют “начинанием болотной воды” (шур шывĕ пуçлама).

После того, как выпивают целое ведро, невеста раздает подарочные рубашки, платки, и за них, соответственно подарку, тоже платят ей деньги.

На этом свадьба заканчивается, и родные расходятся потихоньку. С хозяином прощаются так:

Тав ĕçкĕре-çикĕре,
пит пысăк хăна пултăмăр,
тавтапуç пире хисепе хурса туя чĕннĕшĕн.
Сыв пулăр, хăнана пырăр.

Спасибо угощению,
Великими гостями были.
Спасибо за почтение приглашением на свадьбу.
Будьте здоровы, приходите в гости.

Ссылка на основную публикацию