Русский народный свадебный костюм

Русский свадебный наряд

Русские свадебные народные костюмы представляют особую культурную ценность. Они являются частью истории нашей страны, однако и в условиях современности русские свадебные наряды вызывают живой интерес. Русский стиль, его уникальные свадебные традиции остаются источником вдохновения многих дизайнеров, и, конечно же, современных невест и женихов.

Особенности русского свадебного костюма

Русские свадебные костюмы отличались от повседневной одежды, прежде всего, цветовой гаммой, материалами изготовления, декором. Каждая деталь наряда (а их было немало — свадебный костюм на Руси был многопредметным) имела свое значение. К ключевым различиям также можно отнести и способ ношения. Что касается кроя, то он был примерно таким же, как и у повседневной одежды — свободным, прямым, не акцентирующим внимания на особенностях телосложения.

русское платье с мстерской вышивкой

В качестве материалов изготовления свадебных нарядов выбирались натуральные ткани домашнего производства — лен, шерсть. Изо льна, тонкого и легкого, выполнялись свадебные рубахи, а сарафаны невест изготавливались из более плотных тканей.

Платье в русском стиле

Выбор материала зависел от достатка семьи невесты. Девушки из богатых семей могли позволить себе одежду из дорогих покупных материалов — бархата, парчи, шелка. Одежда невест из крестьянских семей шилась из простых тканей, однако она выглядела не менее роскошно — за счет изысканного декора, который являлся воплощением уникального таланта русских рукодельниц. Как известно, именно крестьянские девушки в совершенстве владели мастерством декора. И наиболее ярко они проявляли свой удивительный талант именно в украшении свадебных нарядов.

Уникальный декор сарафана

свадьба в русском стиле

Основой свадебного наряда невесты на Руси был сарафан. Эта одежда украшалась золотыми и серебряными нитями, бисером, яркой тесьмой. Самыми красивыми, разумеется, были сарафаны невест из богатых, знатных семей. Они шились из роскошных тканей, в том числе, из парчи, декорировались натуральным жемчугом, ценным мехом. Эффектный и дорогой декор делал одежду не только красивой, но и достаточно тяжелой: сарафаны богатых невест могли весить порядка 10 кг и даже больше.

Поверх сарафана невесты часто надевали укороченные душегреи — одежду, по крою напоминавшую современные жакеты. Душегреи тоже украшались — в основном, канителью, фактурной вышивкой.
Еще один элемент свадебного наряда — венчальная рубаха. В разных регионах страны было принято украшать такую одежду по-разному. Различались рубахи и по крою: они могли быть длинными, укороченными, узкими, широкими, некоторые предметы одежды имели прорези по бокам.

Под сарафан невесты было принято поддевать сразу несколько юбок — для того, чтобы придать фигуре визуальный объем. Также юбки использовались в качестве нижнего белья.

Головные уборы русских невест

Неизменными атрибутами свадебного женского наряда на Руси были головные уборы, которые надевались на волосы, распущенные, или заплетенные в аккуратные косы. Для кос были предусмотрены особые украшения — косники, которые представляли собой красивые ленты с вышивкой, натуральным жемчугом, ажурным кружевом, бисером, с массивными подвесками.

Одну косу невеста могла носить до венчания, а уже после она заплетала волосы в две косы, которые оборачивались вокруг головы. После венчания девушка надевала соответствующий своему статусу головной убор — повойник, кокошник, сороку. Как и другие элементы свадебных костюмов, кокошники имели роскошный декор. Особую ценность представляли кокошники с жемчугом, которые выглядели как настоящие произведения искусства. Отношение к ним было соответствующее: жемчужные кокошники почитались за семейные реликвии, и передавались из поколения в поколение.

девичий венец и накосник

кокошник , вышивка камнями и стеклом по золотому шитью

Пояс невесты

Следует упомянуть и такую деталь, как пояс. Пояса делали выгодный акцент на красоте женской фигуры, ее формах. Такие аксессуары выполняли и практические функции — фиксировали одежду. Для свадебных нарядов выбирались искусно украшенные пояса из плотного материала. Способ завязывания пояса зависел от длины аксессуара. В некоторых областях у невест было принято надевать сразу несколько поясов — считалось, что так наряд выглядит богаче и эффектнее. Пояса завязывались на узел, их концы могли быть закручены.

Наряд жениха

Что касается русского свадебного наряда жениха, то он был одинаковым во всех регионах страны. Основными элементами костюма были брюки из сукна, рубаха с красивой вышивкой и пояс. Нередко костюмы дополнялись шубами, теплыми, красиво расшитыми кафтанами — причем, вне зависимости от времени года. На венчании жених стоял, подпоясанный вышитым полотенцем.

Рубаха жениха обязательно должна была быть украшенной. К декору предъявлялись особые требования — вышивка красного цвета (если рубаха была белой) по линии подола и на рукавах. Также вышивкой украшался участок груди. Были распространены и яркие красные рубахи, которые смотрелись особенно празднично. Цвет брюк жениха принципиального значения не имел, однако предпочтение тоже отдавалось ярким гаммам.

Интересный факт: рубашку для жениха вышивала его невеста. Процесс вышивания у девушек на Руси было принято сопровождать молитвами: таким образом, девушка делала своему суженому своеобразное послание через узор, желала ему любви, благополучия, здоровья.

Крой свадебной мужской одежды оставался неизменным на протяжении многих столетий. Небольшие изменения касались отдельных элементов одежды, например, воротника. Косоворотка, которую сегодня многие ассоциируют с национальным мужским костюмом, появилась относительно поздно. Исконно русскими можно считать, скорее, мужские рубахи с прямым вырезом на участке горловины.

Свадебный наряд как традиция

Практически каждый элемент свадебного наряда на Руси имел особое значение, был глубоко символичным. Примечательно, что его удалось сохранить. Несмотря на сложные времена, которые переживала страна, традиции, связанные с русской свадьбой, бережно передавались из поколения в поколения. Во многом, благодаря этому их удалось сохранить. Многие современные девушки, знакомящиеся с традициями русского свадебного костюма, часто замечают знакомые черты, элементы.

Русский свадебный наряд сегодня

Свадьбы в русском стиле становятся все более популярными. Невеста в кокошнике, жених в красиво расшитом кафтане — то, что уже давно не считается экзотикой, проявлением китча. Многие молодожены делают выбор в пользу национальных костюмов, отказываясь от привычной торжественной одежды, успевшей надоесть.

Русский свадебный костюм

Современных женихов и невест привлекает самобытность национального свадебного костюма, его яркость, колорит, уникальный декор. Эффектные, красивые наряды в русском стиле создают по-настоящему праздничную атмосферу на свадьбе, формируют особое настроение у жениха, невесты и их гостей. Все, кто присутствовал на свадебных торжествах в русском стиле, отмечают: национальные наряды по-настоящему украшают собой новобрачных. Русская свадебная одежда подчеркивает женственность и красоту невесты, делает акцент на мужественности жениха.

Старинный свадебный костюм на Руси

История русского народного свадебного костюма насчитывает много веков. Издавна свадьба считалась особым обрядом, поэтому и убранство должно быть соответствующим. Об отличительных чертах русского костюма на свадьбу — читайте далее.

Особенности старинного свадебного костюма на Руси

Свадебный наряд в зависимости от местности мог существенно различаться. Несмотря на общие черты в покрое и украшениях, все они имели особенности. Традицию народного костюма на Руси можно разделить на два направления:

  • южную;
  • северную. В центральной части Руси костюмы больше походили на наряды северных поселений.

Свадебный костюм внешне очень отличался от будничного. Для его шитья использовали иные материалы, яркую цветовую гамму, обилие украшений. Костюм невесты был многопредметным — состоял из множества деталей.

Что касается тканей, то вся одежда шилась только из натуральных материалов на основе льна или шерсти. Чаще все нити и пряжу ткали и пряли сами невесты. Сарафан для невесты отличался плотностью, а вот рубаху шили из лёгкого льна.

Наряд невесты — из чего состоит?

Женский костюм на Руси состоял из большого количества элементов. Все они имели важное значение и никогда не упускались при создании наряда.

Основой костюма традиционно было платье — комплекс рубахи с сарафаном. Нательная рубаха встречалась повсеместно и могло быть как длинной (практически до пят), так и укороченной (туникообразной). Поскольку сверху всегда надевался сарафан, из-под него виднелись только пышные рукава. В обиходе рубаху шутя так и называли — «рукава».

Шили рубаху из натурального льна. Четыре или два куска ткани сшивались, а на плечах вставлялись особые кусочки, богато расшитые шелковыми нитями. В целом вся рубаха расшивалась растительными, природными, геометрическими мотивами. Популярны были разнонаправленные стежки разных цветов, благодаря чему одежда становилась рябой и очень нарядной.

Сарафан на Руси отшивали или клинообразным, или прямым. Он не подчёркивал фигуру, свободно спускался по ней. В богатых семьях сарафан был соответствующим: мастерицы кроили его из парчи, украшали натуральными мехами и камнями, жемчугом. У крестьян платья были поскромнее, из льняных или шерстяных материалов, но также расшивались узорами, орнаментами, бисером и кружевом. В этом и состояло главное отличие подвенечного платья от обыденного — в обилии украшений даже на недорогом сарафане.

Головной убор

На севере и юге Руси головные уборы невест существенно отличались. В общем виде можно выделить самые распространённые из них:

  • кокошник — головной убор с открытым затылком, богато украшенный камнями, бисером и тесьмой. Под него иногда надевали тонкую облегающую шапочку-сетку, сплетённую вручную. Она полностью прикрывала волосы;
  • косник — лента-повязка на голову с ажурными узорами, подвесками из бисера и жемчуга.

Вид женской обуви зависел от времени года:

  • летом — кожаные, плетёные сандалии или башмачки;
  • зимой — тёплые шерстяные валенки. Последние украшались яркими узорами.

Аксессуары и дополнения

Дополнительные украшения в женском костюме практически не использовались. Да и не нужны были бусы или серьги, когда весь наряд от головы до ног был расшит ажурными мотивами, камнями и кружевами. Чего стоят только одни широкие расшитые рукава лёгкой женской рубахи. Просто загляденье!

Отдельно стоит сказать о такой детали, как пояс. Он выполнял больше не эстетическую функцию (не подчёркивал фигуру), а скорее просто поддерживал наряд. Тем не менее на его украшение мастерицы не скупились. Его завязывали на поясе, а концы либо закручивали, либо спускали в свободное положение.

Иногда в свадебном убранстве имел место и передник. Он уже не украшался так богато, как основное платье. Главная цель надевания передника — показать хозяйственность невесты.

Как выглядит костюм жениха?

Важно! Рубаху для жениха по традиции вышивала невеста. Это действо считалось важным обрядом: девушка через молитвы и песнопения передавала своё послание.

Свадебный наряд жениха по всей Руси был примерно одинаков. Состоял он из брюк, рубахи и пояса. Рубаха была не менее яркой, чем одежда невесты. Она непременно украшалась орнаментами на груди и рукавах. Если рубаха была белой, то вышивка — красной. Яркие красные рубахи расшивались золотыми нитями.

Длина рубахи доходила до бёдер и даже ниже. Богато украшенный пояс повязывался на талии. Интересная особенность — мужской пояс вышивался таким же мотивом, что и сарафан невесты.

Значения свадебной вышивки и символики на платье

Многочисленные орнаменты вышивались на свадебном костюме не просто так. Считалось, что каждый из них имеет сакральный смысл. От изображения на платье зависела будущая супружеская жизнь молодожёнов. Например:

  • древо жизни означает начало нового этапа в жизни;
  • богодар — благосклонность Богов к новоиспечённой семье;
  • белобог — символ повседневной радости, любви, света в доме;
  • звезда означает открытие Вселенной и благодать от Небесных сил;
  • волот — символ человеческой силы. Очень часто вышивался на рубахе жениха.

Старинные свадебные образы сегодня

Сейчас в моду возвращаются свадьбы в русском стиле. На них жених с невестой облачаются в народные костюмы, тем самым подчёркивая свою этническую принадлежность. Необязательно полностью повторять старинный образ — достаточно некоторых элементов, например, кокошника или узорчатого кафтана. Одежда может иметь и современный вид, но с элементами русской традиции — расшитые пояса, юбки, красные сапожки. Здесь всё зависит только от фантазии молодожёнов!

Русский народный свадебный костюм

Мужские свадебные костюмы

Костюмы женихов и севера и юга России не отличались большим разнообразием и богатством. По-видимому, не существовало различий между костюмами венчального и новобрачного периодов.

Традиционный свадебный наряд жениха состоял из плисовых, суконных, нанковых или льняных штанов, яркой шелковой, сатиновой или белой домотканой рубахи, тканого пояса, суконного кафтана «с борами» (с отрезной талией и вставленными по бокам клиньями), суконной или меховой шапки и, в отдельных местах, шейного платка, шубы. На венчании жениха часто подпоясывали богато вышитым или вытканным полотенцем. Платки, традиционно являющиеся принадлежностью женского костюма, в свадебном обряде использовались также как деталь одежды жениха.

Его передавала невеста жениху через сваху. Платок свидетельствовал о состоявшемся сватовстве. Весь предсвадебный период и во время свадьбы жених носил шелковый или ситцевый платок, повязанный на шее или выглядывающий из кармана, чтобы окружающие могли его видеть.

Костюм жениха из Котельнического уезда состоял из красной ситцевой рубахи «александринки», штанов из домотканого льна, длинного пояса из шерстяных нитей, сапог. Рубаха сохранила архаичный крой.

Она изготовлена из центрального, сложенного пополам полотнища с вырезанным на сгибе округлым отверстием для головы; по бокам пришиты более короткие скошенные полотнища. Рубаха имеет левосторонний грудной разрез, закрытый широкой планкой, и высокий воротник-стойку, застегивающиеся на несколько пуговиц с прорезными петлями. Рукава выполнены из прямых, слегка скошенных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. В верхней части центрального полотнища с изнаночной стороны рубаха продублирована светлым холстом.

Подчеркнутую нарядность рубахе придает вышивка яркими цветными хлопчатобумажными нитями, выполненная крестом. Она украшает воротник, нагрудную планку и концы рукавов. Мотивы узоров из гирлянд роз, бутонов, многолепестковых цветов заимствованы с модных эрокаровских образцов.

Штаны-«порты» из домотканой льняной ткани темносинего цвета в белую узкую полоску сшиты из двух сложенных по долевой нитке юлотнищ ткани со вставленными в них двумя клиньями, один которых заворачивается наперед, а другой назад. На одном из швов, соединяющих полотнища спереди, оставлена небольшая прореха. Штаны закреплены на шнуре-«гашнике». Их носили заправленными в сапоги, поэтому они шились укороченными.

Рубаха подпоясывалась поясом, плетенным на дощечках из разноцветных шерстяных и хлопчатобумажных нитей с узором из поперечных столбиков и продольных полос. Концы пояса украшены большими пышными кистями с помпонами.

Свадебная рубаха жениха из Суджанского уезда выполнена из белой домашнего приготовления хлопчатобумажной ткани в крупную красную клетку в сложной технике многоремизного ткачества.

Рубаха туникообразная, т. е. не имеет плечевых швов; к боковым сторонам центрального полотнища спереди и сзади пришиты по два более коротких, скошенных по одной стороне, полотнища, слегка закругленные по низу. Любопытно, что боковые полотнища пришиваются к переднему не прямой, а скошенной стороной. Рукава сшиты из цельных, зауженных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. На левой стороне груди — разрез, закрытый планкой. Воротник-стойка застегивается на две, грудной разрез — на одну пуговицу. В верхней части рубаха с изнанки дублирована холстом.

Узкий пояс, который повязывал жених поверх рубахи, сплетен на дощечках из шерстяных разноцветных нитей. Его концы соединены вместе, на них — несколько ярусов цветных кистей с белыми стеклянными бусинами.

Рубаха жениха из Сапожковского уезда имеет туникообразный крой. Тканые заготовки с красными браными узорными полосами для нее, так же как и для некоторых женских рубах, готовились заранее. По-видимому, для этой свадебной рубахи на ткацком стане было выткано три полотнища: одно — центральное длиной 174 см и два длиной по 136 см, которые разрезались пополам и из них кроились боковые полотнища и рукава.

На сгибе центрального полотнища вырезана горловина. Воротник-стойка застегивается на две пуговицы с воздушными петлями. Он сшит из белого холста, надставленного вверху и слева по линии грудного разреза полоской кумача, окаймленной черным шелковым шнуром. По линии горловины нашита узкая полоска кумача и синяя тесьма-вилюшка. К кумачовым полоскам крепятся золотистые металлические блестки. Многорядный браный узор на подоле и рукавах составлен из цепочек стилизованных цветов, косых крестов, гребенчатых и крюковых ромбов. По низу рукавов и к подолу пришито красно-белое, плетенное на коклюшках кружево с фестончатым краем.

Рубаху подпоясывали узким шерстяным пояском с двойными кистями, на концах кистей подвешены металлические блестки.

С подобной рубахой и поясом носили синие в продольную полоску порты, зауженные книзу, заправлявшиеся в сапоги или онучи с лаптями.

Мужская свадебная рубаха Бирюченского уезда по покрою близка женской рубахе той же местности. Она отличается длиной (102 см), пришитой к подолу цветной шелковой лентой, а также отсутствием «золотых ремней» и оборочек-«брыжжей» на манжетах. Так же как и к женской рубахе, обязательным дополнением к ней служило ожерелье-«грибатка», что является уникальным явлением в русском мужском костюме.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Планы (174)
  • В работе (132)
  • Кино (73)
  • Сериалы зарубежные (30)
  • Мелодрамы (17)
  • Комедии (12)
  • Сериалы Россия (11)
  • Детективы (7)
  • Кинофильмы зарубежные (2)
  • Кинофильмы Россия (1)
  • Спектакли (46)
  • Юмор (19)
  • Ветеринарное (2)
  • Вышивка (152)
  • Вязание (5921)
  • Шапки (449)
  • Шали, платики (264)
  • Береты (230)
  • Платья , туники теплые (207)
  • Детские шапки (170)
  • Жаккарды и рельефы (154)
  • Узоры крючок (130)
  • от Ванессы Монторо (128)
  • Варежки, перчатки (106)
  • Полным (100)
  • Узоры спицы (96)
  • Ананасы (60)
  • Ажур (57)
  • Жакеты, кофты (44)
  • Собаке (40)
  • Медузы (36)
  • Жилеты, безрукавки (32)
  • Букле (25)
  • Работы Ирины Хорн (23)
  • Шетландские узоры (17)
  • Свадебное (14)
  • Программы (12)
  • Двойки (6)
  • Брюки (5)
  • Аелена (4)
  • Пряжа (2)
  • Ленточное кружево (1)
  • Бисер (157)
  • Для уюта:салфетки, покрывала, коврики и др (358)
  • Журналы (186)
  • Ирландия (38)
  • Крючок (1289)
  • Лето (48)
  • Лицевая и изнаночная гладь (49)
  • Мечталки (183)
  • Мохер (131)
  • Мужское (64)
  • Новый год (153)
  • Носки, тапки, обувь (95)
  • Пальто, кардиганы (173)
  • Платья , туники (886)
  • Серость моего дневника (17)
  • Спицы (1147)
  • Спицы+крючок (92)
  • Сумки (143)
  • Травка (14)
  • Узоры (296)
  • украшения, акс (295)
  • Учиться, учитьс и учиться (259)
  • Филейная (452)
  • Цветы (302)
  • Чередование лицевой и изнаночной глади (13)
  • шапки, шарфы, перчатки (617)
  • Эти дети (281)
  • Юбки (336)
  • Задний дворик (192)
  • Уход, лечение (58)
  • Рассада, посадка (54)
  • Многолетники (34)
  • Дизайн (23)
  • Овощи (18)
  • Деревья (18)
  • Фрукты, ягоды (16)
  • Розы (14)
  • Журналы (12)
  • Комнатные (9)
  • Однолетники (5)
  • Здоровье (6)
  • Как художник художнику (46)
  • Книги (21)
  • Аудиокниги (17)
  • Лирика (17)
  • Мода (72)
  • Оформление дневника (10)
  • Познавательно (85)
  • Приятного таппетита (429)
  • Вкусняшки (94)
  • Торты, пирожные (77)
  • Приготовить (34)
  • Овощи, фрукты (23)
  • Птица (14)
  • Рыба (11)
  • Соусы (8)
  • Национальное (6)
  • Десерты (2)
  • Мясо (66)
  • Первые блюда (12)
  • Печеное (177)
  • Салаты (41)
  • Разное (160)
  • Сделай сам (153)
  • Фото (16)
  • Чайникам (42)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Русский национальный свадебный костюм

Среда, 02 Января 2013 г. 11:33 + в цитатник

Русский свадебный костюм

Венчальная рубаха («калинка», «долгостанец», «исцеленница») как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты. На Русском Севере был известен «венчальный вороток» — верхняя часть рубахи с пышными, до локтя рукавами или с длинными, суживающимися книзу так называемыми «плакальными» рукавами, достигавшими в длину до 130 см. Широко бытовали также венчальные рубахи с рукавами не длиннее руки. Они могли суживаться к кисти, иметь клинья или быть собранными в сборки под манжеты или обшивки с оборочками по краям.

Венчальная рубаха-«целошница», происходящая из деревни Васькино Яранского уезда, цельнокройная, длиной почти до ступней. Процесс изготовления ткани для свадебной рубахи был более трудоемким, чем тканье обычного холста. Полотнища выполнялись заготовками в размер длины будущей рубахи. Заготовка этой рубахи состояла из узорной каймы в виде полосы орнамента розового цвета из крупной зигзагообразной линии, выполненной в технике закладного ткачества, и окаймляющих ее сдвоенных полосок и белого холста полотняного переплетения9. Для шитья рубахи-«целошницы» понадобилось три с половиной заготовки тонкого домотканого льна. Глубокий овальный вырез горловины создается за счет сильно присобранных под узкую льняную обшивку передних и задних полотнищ и средней части верха рукавов. На середине груди имеется разрез, завязывающийся на шнурок. Рукава, немного суживающиеся книзу, выполнены из одного полотнища ткани и двух клиньев, присобраны у запястьев. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы.
Законченность рубахе придают легкие оборки из льняной и батистовой ткани, нашитые по краям подола и рукавов.

Девичий венчальный костюм

Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.

Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезом посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. К ним пришиты широкие пышные оборки. Верхние края полотнищ и средней части рукавов, собранные в частые сборки, образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи — «станина» сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна.
Обрядовое назначение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно, продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из многолепестковых цветков, плодов и листьев заимствовались крестьянками из узорников фирмы «Брокар» или приложений к журналу «Нива». По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность.
Сарафан сшит в виде высокой юбки из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине — встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на крючок. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины.
По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края обшивки отмечены красной ситцевой бейкой.

Добавлено через 8 минут

К костюму полагалась косынка, которую носили на плечах, заправляя два конца за лямки сарафана. Она сшита из оранжевой хлопчатобумажной ткани. Нижний угол косынки оформлен двумя ткаными полосами с изображением на оранжевом фоне аналогичных декору рубахи разноцветных антропоморфных фигур. К краям полос привязана пышная бахрома.

Добавлено через 2 минуты

Второй костюм новобрачной из Сольвычегодского уезда аналогичен по набору деталей описанному выше, близок ему по покрою, незначительно отличаясь лишь в деталях. Однако в его цветовом решении преобладают уже традиционные для крестьянской одежды контрастирующие красные и белые цвета.


Наплечным украшением костюма служит белая косынка. Ее нижний угол отмечен широкими пришивными полосами браного орнамента красного цвета. В узоре — изображения женских фигур, имеющие детородную символику и отражающие представления древних славян о языческом божестве — Мокоши. Оторочка краев передника, рукавов, косынки узкими оборками насыщенного красного цвета ситца придают костюму необходимое завершение.

Добавлено через 2 минуты

Достаточно большую часть русского населения, не принявшую церковную реформу патриарха Никона (середина XVII в.), называли старообрядцами или староверами. В старообрядчестве известно несколько течений, в рамках которых существовали и существуют поныне различные объединения — «согласия». У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей.

Русский народный свадебный костюм

09:27 pm – Русский народный свадебный костюм

Девичий «печальный» костюм Конец XIX — начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд

Опираясь на фольклорные и этнографические материалы восточнославянских народов, современные исследователи пришли к выводу об общих древних представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного обрядов. Так, в довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться», оплакивая свое девичество, носить траурную одежду. Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм из Темниковского уезда, выполненный в конце XIX — начале XX в., относится к категории «печальных», или «горевых», костюмов. По-видимому, его могли носить как молодые девушки, собираясь к венцу, так и пожилые женщины.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд

В отдельных местах Вятской губернии девятое воскресенье после Пасхи было известно как «девичий праздник». В этот день нарумяненные девушки на выданье прогуливались по улицам в своих лучших нарядах в надежде привлечь к себе внимание женихов, а женихи и их матери высматривали будущих невест, придирчиво оценивая по одежде достаток их семей, чтобы затем послать к ним сватов.

Девичий праздничный костюм 1910—1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, с. Жемковка

Этот наряд могла носить и девушка на выданье и молодая женщина. Костюм состоит из рубахи, сарафана и пояса с карманом.

Девичий венчальный костюм Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Костюм новобрачной 1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)

Костюм новобрачной 1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Женский свадебный костюм Конец XIX — начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей. Народный свадебный обряд федосеевцев не отличался от традиционного народного северорусского обряда. Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых молодые несколько раз меняли свои наряды.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Красная Дубрава

В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.

Начало XX в. Рязанская губерния, Скопинскии уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка27. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

Девичьи венчальные костюмы Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Костюм новобрачной Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда — сарафан — менялась на «бабью» — поневу.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Так же как и к женской рубахе, обязательным дополнением к ней служило ожерелье-«грибатка», что является уникальным явлением в русском мужском костюме.

Костюм новобрачной 1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка

Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Котельнический уезд

Мужская свадебная рубаха 1920-е гг. Курская губерния, Суджанский уезд

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Рязанская губерния, Сапожковскии уезд

Русский народный свадебный костюм

Сегодня свадебная мода поражает своим разнообразием, и каждая невеста может выбирать не только фасон и цвет наряда, но и его длину. В старину невесты надевали убранства, которые также подчеркивали красоту и юность, но в то же время все детали имели определенное символическое значение.

Русские свадебные народные костюмы – основные черты

Во времена Руси белоснежных нарядов не было, так как белый цвет считался символом святости и чего-то духовного. Девушки самостоятельно на протяжении нескольких лет шили себе свадебные платья, которые украшали вышивкой и яркими узорами. Русские народные свадебные платья были уникальными, но все они имели общие черты:

  • если замуж выходили представительницы боярского рода, наряды шились из дорогих и тяжелых тканей, девушки из крестьянских семей такой роскоши себе позволить бы не смогли, потому ткани были более дешевыми;
  • практически все русские народные свадебные платья украшали характерными узорами: цветами, ягодами и листьями, которые являлись символом добра;
  • русский народный свадебный костюм всегда был пестрым и красочным, невеста в нем была яркой и привлекательной по старорусским канонам красоты.

Русские свадебные народные костюмы – обычаи и традиции

Сегодня молодые девушки приобретают максимум два наряда: один для свадебной церемонии, а второй для шумного гуляния с гостями на второй день. В старину же каждая девушка подготавливала минимум четыре платья, в соответствии с русскими народными свадебными традициями. Необходимо было сшить отдельные убранства для венчания, церемонии заключения брака, а также подготовить костюм на гуляние.

Что касалось девичника, то для него девушка надевала яркий сарафан и рубашку под низ. Особенностью этой нижней рубашки были очень длинные рукава. Дело в том, что согласно поверью, жених со своей невестой не должны были соприкасаться голыми рукам.

Еще одной деталью русского традиционного свадебного платья был головной убор. Он представлял собой нечто похожее на венок из лент, и после венчания всю эту красоту невеста дарила своей близкой подруге или сестре. Непосредственно на венчание надевали платье красного цвета, именно он в те времена был символом красоты, радости и веселья.

Для второго дня празднования подбирали русский народный свадебный костюм из самых дорогих материалов, которые могла себе позволить семья девушки. Именно это платье было не просто красиво расшитым и украшенным всяческими орнаментами, на него повязывали традиционный кушак, который носили все замужние женщины.

Свадебное платье в русском стиле

Все чаще современные невесты выбирают наряд в традиционном русском стиле. В нем девушка выглядит очень изысканно, утонченно и необычно. Европейская мода на подвенечные платья также взяла на вооружение славянский стиль. Сегодня популярны элементы национального русского декора, которые отличаются насыщенностью и яркими цветами. История русских свадебных платьев, и на, что советуют обратить внимание дизайнеры, вы узнаете дальше.

Русское народное свадебное платье насчитывает многовековую историю. В старину на Руси невеста должна была иметь четыре наряда:

  • для плясок;
  • для венчания;
  • для помолвки;
  • для торжеств.

Примечателен факт, что свадебный наряд древнерусских крестьянок не имел существенного отличия от убранства знатных девушек. Причем невесте предписывалось самолично шить свое свадебное платье. Даже дворянка или купчиха перед бракосочетанием садилась за рукоделие и мастерила себе подвенечный костюм – богатые семьи или нет, здесь уже роли не играло.

Правление Петра І внесло свои коррективы не только в политику России, но и в обычаи страны. Менялись традиции, обряды и церемонии. Все слои населения начали следовать европейской моде, и невесты стали надевать платья, похожие на те, которые носили в других странах.

Мода на традиционный русский свадебный костюм постепенно отошла. Но сегодня он вновь популярен среди новобрачных. Возможно, повторять старинный наряд полностью современная девушка не рискнет. Но определенные детали украшений и традиционный декор в подвенечном образе присутствуют в одежде многих невест.

Сарафан был основой одеяния. Его украшали золотой и серебряной вышивкой, декорировали жемчугом, бисером и тесьмой ярких цветов. Зажиточная новобрачная блистала в сарафане, отороченном ценным мехом. В красивом свадебном наряде девушка выглядела богато. Следует отметить, что находиться в таком образе целый день было не так и просто, так как он весил немало из-за обильной отделки.

Сверху сарафана надевалась душегрея, расшитая канителью или национальным орнаментом. А под сарафан поддевались юбки, чтобы придать наряду объем.

Особое внимание уделялось головным уборам – коснику, повойнику, кокошнику, сороку. Каждый из них имел свое значение, был богато украшен жемчугами и канителью. А жемчужные кокошники считались семейной реликвией, их передавали по наследству из поколения в поколение.

Особенности

Вышивка в русском стиле считается отличительной и, наверное, наиболее популярной особенностью современного свадебного образа. Также в моде традиционные украшения, дошедшие к нам от старинного подвенечного убранства.

Особого внимания заслуживает старорусская ткань, из которой шилось свадебное платье. В старину ее мастерили из шерсти или льна. Зажиточные семьи древней Руси готовили для церемонии бракосочетания бархат, парчу и шелк. Поэтому современная невеста может смело выбирать эти роскошные материалы для своего свадебного платья в русском стиле. Особенностью было и то, что надевали сразу несколько поясов.

Благодаря таланту русских рукодельниц даже скромные льняные наряды выглядели в стародавние времена дорого и богато за счет изысканного декора, вышивки и кружев.

Кому подойдут

Оригинальные свадебные платья в русском народном стиле подойдут любой девушке. В старину были совершенно иные критерии оценки красоты невесты. Но и тогда, и сейчас стильно и роскошно смотрятся наряды в национальном варианте, украшенные вышивкой, канителью, жемчугами, мехами и ажурными кружевами.

Покрой свадебного платья, приближенный к старинной моде, удачно скроет особенности женской фигуры. Поэтому национальный стиль стоит выбирать девушкам, с пышной фигурой и, наоборот, излишне худым.

Какой бы фасон свадебного платья в русском стиле ни выбрала невеста, она все равно будет красивой и элегантной в этом оригинальном образе. Очень выигрышно смотрится сочетание вышивки красного цвета с белоснежным нарядом легкой ткани. В таком подвенечном наряде старинного и современного стиля, девушка будет выглядеть изысканно и стильно.

  1. Годе. С платьем формы годе удачно гармонирует традиционная русская накидка с наличием тканого пояса.
  2. Прованс. Французское изящество наряда украшали кружевом, обрамляющим платье.
  3. Сарафан. Традиционный классический русский сарафан отделывался золотым декором. Данный атрибут не только скроет полноту невесты, но и подчеркнет уже современные, детали свадебного наряда.
  4. Душегрея. Сегодня этот старинный наряд можно заменить стильным жакетом. В те времена душегреи расшивались золотыми нитками и украшались бисером. Он хорошо будет смотреться на строгом свадебном платье. Таким образом, у вас получится элегантный свадебный костюм-двойка.

Выбирая фасон подвенечного платья, необязательно копировать полностью наряд прошлых веков. Никто не заставляет невесту надевать праздничный кокошник, сорочку с длинным рукавом или же широкий сарафан. Достаточно одного элемента, позаимствованного из классического национального платья. Это может быть пояс с орнаментом, накидка из кружев или вышивка по подолу юбки, где используется белый и красный цвет нитей.

Аксессуары

Если вы остановили свой выбор на свадебном платье в русском стиле, нужно тщательно продумать все аксессуары. Украшения на шее либо на руках должны гармонично сочетаться с нарядом и подчеркивать, а не перебивать его стиль. Главное, не переборщить с украшениями и декором. Сделайте акцент на одном аксессуаре.

  • Обувь. В сочетании с подвенечным платьем в традиционном стиле туфли невесте желательно подобрать без острых носков и высоких каблуков. Стильно будут смотреться белые или красные сапожки, которые всегда присутствовали в русском национальном наряде.
  • Пояс. Пояс на подвенечном платье может выгодно подчеркнуть стройность фигуры или же скрыть ее недостатки. Очень оригинально будет смотреться пояс, завязанный по русской традиции узлом, с затейливо закрученными концами. Ранее считалось, что чем богаче невеста, тем больше на ней должно быть поясов. Но современная девушка вполне может обойтись одним из плотного материала. Пояс, длинный или короткий, расшивают национальным орнаментом или декорируют камнями.

  • Венец. Яркий венец добавит колорита в национальный костюм невесты. Сочные цветы будут хорошо смотреться с платьем любого стиля и фасона. Они подойдут брюнеткам, блондинкам, шатенкам.
  • Косник. В старину новобрачная украшала волосы косником – красивыми лентами с вышивкой, украшенными жемчугом, кружевами и подвесками. Такое украшение подойдет и современной невесте. Оно станет изюминкой наряда, его яркой и необычной деталью. Также можете украсить голову и оригинальным кокошником.
  • Фата. На голову невесты обязательно надевали фату. Выполненная в славянском стиле, она гармонично смотрится с однотонным скромным подвенечным платьем. Фата может быть любой длины, но обязательно яркой и броской.

  • Накидка. Для русского свадебного образа подойдет как кружевная, так и меховая накидка. Она будет не только оригинальным украшением наряда, но и практичным аксессуаром, так как укроет плечи невесты от холода и ветра.
  • Цветы. Русские свадьбы всегда отличались красочностью и насыщенными цветами. Поэтому сочный яркий букет в руках невесты будет гармонировать с элементами декора наряда. Необязательно он должен быть большим и пышным. Скромные полевые цветы подчеркнут изящество девушки, стиль наряда и национальный колорит.
  • Прическа. Традиционная русская коса или крупные локоны – именно их предпочитали невесты в старину. Можно также вплести в прическу живые цветы, уложив их веночком. Идеальная гладкая прическа будет смотреться изысканно и стильно, если ее украсить бутонами ярких оттенков.

Заключение

Русский свадебный наряд смотрится эффектно и модно. В нем можно сочетать несколько элементов из четырех подвенечных костюмов, которые предписывалось иметь невесте в старину. Самым изысканным и дорогим в то время считался наряд для венчания. Поэтому сегодня можно смело экспериментировать, взяв именно его за основу и дополняя декором из других вариантов платьев новобрачной.

Свадьбы в традиционном народном стиле становятся очень популярными. Раньше это считалось экзотикой, а сегодня мода на старину диктует свои правила. Национальные костюмы выглядят самобытно, колоритно и стильно.

Русский народный свадебный костюм

Категория: Традиционная одежда

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 14 360 | QR код страницы

Горожанина Светлана Валентиновна — историк-архивист, искусствовед, директор музея «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII—XX вв.» Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.
Зайцева Лариса Михайловна — историк, заведующая отделом «Русское народное искусство XVIII—XX вв.».

Книга может быть полезной при создании традиционных свадебных костюмов для фольклорных коллективов, при проведении народных праздников, массовых мероприятий, таких, к примеру, как «День города», «Праздник села», Масленица. Сведения о подлинных образцах свадебной одежды могут пригодиться тем женихам и невестам, которые задумали «играть свадьбу по старинному порядку», а также женам и мужьям, решившим эффектно отметить юбилеи своих свадеб. Важной частью издания являются выкройки с указанием точных размеров, а также схемы для вышивания и вязания.

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение “Сканер QR кода”.

Категория: Традиционная одежда Теги: Свадебные традиции

Т. М. Панкова. – Рязанский традиционный костюм

настоящее издание “Русский народный костюм Рязанского края” построено на материалах богатейшего собрания народной одежды, хранящегося в фондах Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, где собраны праздничная и будничная одежда, костюмы зажиточных и бедняков, отдельные элементы и полные

Русская народная одежда. Понёва и юбка

В издательстве «Бослен» вышла книга Валентины Жигулёвой «Русская народная одежда. Понёва и юбка». Книга посвящена народной одежде южнорусского региона конца XIX – начала XX века. На основе собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника с привлечением экспонатов ряда других музеев подробно показаны

Народное искусство Белозерья : путеводитель

Путеводитель знакомит читателя с экспозицией Кирилло-Белозерского историко-архитектурного музея-заповедника, посвященной народному искусству Белозерья. В обширных сводчатых палатах Кирилло-Белозерского монастыря представлены гончарное искусство, крестьянская вышивка, плетеное кружево, крестьянская

Авторский состав – Костюм и праздник [2006, PDF, RUS]

Книга рассказывает о традиционном костюме народов, проживающих исконно на территории Карелии. Старинная традиционная одежда — это открытая книга, в которой языком символов говорится об истории народов, его верованиях и обрядах, об особенностях характера и т. д.

Ефимова Л. В., Алешина Т. С., Самонин С. Ю. Костюм в России XV – нач. XX века

Книга посвящена истории костюма в России XV – нач.XX века. Содержит большое количество фотографий подлинной одежды прошлых веков из собрания Государственного Исторического музея.

Русский народный свадебный костюм







Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника

Русский народный свадебный костюм

С.В. Горожанина Л.М. Зайцева

«Русский народный свадебный костюм»

Издательство «Культура и традиции» 2003

Горожанина СВ., Зайцева Л.М.

Тираж: 7.000 экземпляров

ОБ АВТОРАХ:

Горожанина Светлана Валентиновна — историк-архивист, искусствовед, директор музея «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII—XX вв.» Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Зайцева Лариса Михайловна — историк, заведующая отделом «Русское народное искусство XVIII—XX вв.».

Книга может быть полезной при создании традиционных свадебных костюмов для фольклорных коллективов, при проведении народных праздников, массовых мероприятий, таких, к примеру, как «День города», «Праздник села», Масленица. Сведения о подлинных образцах свадебной одежды могут пригодиться тем женихам и невестам, которые задумали «играть свадьбу по старинному порядку», а также женам и мужьям, решившим эффектно отметить юбилеи своих свадеб. Важной частью издания являются выкройки с указанием точных размеров, а также схемы для вышивания и вязания.

Содержание:

Русский Север. Приуралье. Среднее Поволжье

Южные губернии России

Мужская свадебная одежда

Рисунки для вышивания и вязания

Приобрести книгу можно в “Лавке Велеслава” в Москве: метро Проспект Мира, Книжная ярмарка в СК `. Олимпийский::`. место 16 в самом нижнем этаже. Все дни кроме Понед, 10-15ч

Полный каталог Лавки по дискам – музыка, семинары, лекции, художественное и научно-популярное кино по славянской теме – можно скачать табличкой здесь:
http://groups.google.com/group/veleslav/files
(там же и книжный каталог)

Справки по телефону: 8-916-2222-444 Лада Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Русский свадебный наряд: смысл в деталях

«Ты не шей мне, матушка, красный сарафан», — так могла говорить девушка, не желающая идти замуж за нелюбимого, т. к. красный сарафан полагалось шить невесте перед свадьбой. Для того, чтобы понимать современную моду, которая пришла на смену исконным традициям, давайте попытаемся разобраться, что же символизировал на Руси традиционный свадебный наряд.

История русского свадебного наряда начинается с послереволюционного времени, до этого периода свадебный наряд на Руси назывался подвенечным.Традиционным для невест на Руси являлся красный сарафан, а традиция выходить замуж в белом пришла из Европы (во времена правления Петра I).

Существует две более-менее правдоподобные версии происхождения традиции выбора белого цвета для свадебного платья.

Первая версия. Королева Виктория в середине 17 века надела на свадьбу белое свадебное платье. И, естественно, все стали повторять за ней.Вторая версия. Немного раньше, моду на белые подвенечные наряды ввела Анна Австрийская. Её платье было настолько прекрасно, что все женское высшее общество Франции стало подражать Анне.

На Руси же даже в конце 19 века почти повсеместно был распространен русский народный свадебный костюм, который переливался всеми оттенками красного.На венчание девушка шла в «траурных», печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.

После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.

Подвенечный наряд для невесты, в основном, состоял из комплекса одежд с сарафаном. Свадебный сарафан русской невесты был настоящим произведением искусства — ведь он демонстрировал мастерство рукоделия будущей хозяйки и материальную обеспеченность ее семьи. Часто подвенечные наряды передавались из поколения в поколение и служили частью приданого невесты. Сарафаны искусно вышивались золотыми нитками, украшались бисером и тесьмой и отделывались золотым и серебряным шитьем. Неудивительно, что свадебный наряд на Руси для знатных невест отличался особенным богатством и роскошью. Шился он из парчи, и оборачивался дорогими мехами и жемчугом. Нередко вес таких нарядов доходил до 15 кг. Поверх сарафана в некоторых губерниях было принято одевать еще короткий широкий жакет. Он также богато отделывался вышивкой, позументами и канителью. Частью свадебного наряда являлась венчальная рубаха, рукава которой, в зависимости от местности, могли быть пышными, сужающимися к низу, или длинными, с боковыми прорезями. Такие рукава назывались «плакательными», и выполняли «защитную» функцию. Считалось, что жених и невеста не должны во время свадьбы касаться друг друга голыми руками.Под сарафан невеста надевала большое количество нижних юбок, которые визуально делали ее фигуру более пышной, а также служили нижним бельем.

Украшением головы невесты в древности являлся венок, сплетенный из полевых цветов. Позднее появились головные уборы, служившие интерпретацией венку — ленты, обручи, охватывающие область лбы и закрепленные на затылке. Головной убор также богато украшался. Волосы могли быть распущенными, либо заплетенными в одну косу. Вуаль, фата для невесты не только украшение, но и защита от злых духов, нечистой силы. («Защитную» функцию играли и многие ритуалы — например, перенесение невесты через порог (где обитает злая сила) на руках жениха, а также «шумовое» оформление свадебной процессии: поздравительные выкрики, пение, фейерверк или даже выстрелы из ружья).

Сразу после венчания прическа невесты менялась на две заплетенные косы, которые оборачивались вокруг головы. Голова обязательно покрывалась женским головным убором — кокошником, повойником, сорокой, или другим видом головного убора.

Любопытной деталью мужского свадебного костюма являлся платок. Во время сватанья невеста передавала своему суженному в подарок шелковый или ситцевый платок через сваху. С этого момента весь предсвадебный период, вплоть до венчания, жених не расставался с подарком, который носил в качестве украшения на шее, либо в кармане одежды так, чтобы его краешек выглядывал наружу.

Ссылка на основную публикацию