Башкирская свадьба

Ивентопедия

Статьи по теме:

Как сделать свадьбу дешевле, советы

10 советов по организации свадьбы

Свадебный чек-лист

Казахские свадебные традиции

Башкирские свадебные традиции

Корейские свадебные традиции

Турецкие свадебные традиции

Узбекские свадебные традиции

Уйгурские свадебные традиции

Азербайджанские свадебные традиции

Афганские свадебные традиции

Белорусские свадебные традиции

Польские свадебные традиции

Таджикские свадебные традиции

Татарские свадебные традиции

Чеченские свадебные традиции

Русские свадебные традиции

Немецкие свадебные традиции

Украинские свадебные традиции

Китайские свадебные традиции

Туркменские свадебные традиции

Свадьба в произведениях музея Кастеева

История происхождения некоторых традиций

Башкирские свадебные традиции

Довольно долго башкиры сохраняли древний обычай брачного сговора детей еще в колыбельном возрасте. В знак сговора родители с обеих сторон пили разведенный мед или кумыс из одной и той чашки. Тогда же можно было обговорить и размер калыма, который обычно включал в себя домашний скот, две-три рубахи, пару сапог, халат и т. п.

Башкиры женились лишь на девушках другого рода. Брак между молодыми людьми одного и того же рода мог быть допущен, если их родство было не ближе пятого-шестого поколения. Нередки были случаи смешанных браков с татарами, с казахами. Напомним, что царский указ 1736 – года запрещал браки между башкирами и татарами, дабы избежать их взаимного влияния. Разрешение на башкирско-татарский брак мог дать только губернатор, за разрешение следовало отдать одного драгунского коня в пользу казны.

Love story от мастеров своего дела на Kvent.kz

Процесс бракосочетания начинался со сватовства. При получении положительного ответа проводились сговор о бракосочетании, договор о калыме, которые сопровождались скромным угощением. Позже жених приезжает в дом невесты в сопровождении родителей и родственников мужского пола. Гостей угощают бишбармаком, а они одаривают хозяев. Гостевание продолжается 2-3 дня. Позже следует ответный визит родителей невесты в дом жениха, будущая теща одаривает новых родственников и, в свою очередь, получает подарки от них. Следует сказать, что подарки могли быть весьма скромными. Допускалось, например, чтобы в качестве подарка преподнесли лоскут ткани. Вот уж поистине: не дорог подарок, а дорого внимание!

В согласованный обеими сторонами день проводится обряд бракосочетания. Это очень скромное мероприятие проводят в доме невесты в присутствии близких и уважаемых аксакалов аула. Мулла спрашивает у отца жениха, берет ли он эту девушку в жены своему сыну. Получив утвердительный ответ, обращается с подобным вопросом к отцу невесты: берет ли он этого джигита в мужья своей дочери. При отсутствии отца вопрос задается старшему родственнику мужского пола, в более поздний период стали задавать эти вопросы непосредственно жениху и невесте. При положительных ответах мулла записывает акт бракосочетания в метрическую книгу, читает подобающую молитву и объявляет молодых мужем и женой.

После уплаты половины калыма жених получает право посещать свою невесту. Приезд жениха обычно сопровождается шуточными каверзами. Было принято подъезжать к аулу невесты уже в сумерках. К этому времени подружки прятали невесту. Жених должен был быстро отыскать свою будущую жену, в противном случае это грозило ему язвительными насмешками со стороны аульных девушек. Да и отыскав невесту, еще следовало поймать ее и пронести на руках сопротивляющуюся невесту. Во всем этом жених прибегал к помощи женщин аула. Одарив их немудреными подарками, он получал практическую поддержку и ему удавалось избежать насмешек. Жених и невеста оставались наедине в доме какого-нибудь родственника, ведь жених не мог появляться один перед будущими тестем и тещей, пока не выплатит калым полностью.

Лишь после уплаты калыма проводилась свадьба. Таким образом, процесс вступления в брак можно условно разделить на три этапа: сватовство, бракосочетание (никах) и свадьба. В тех или иных районах проживания башкир были различные варианты обрядов бракосочетания, но везде явно усматриваются указанные три этапа.

Свадьба проводилась пышная, в продолжении 2-3-х дней. Все эти дни с утра до вечера бурлило веселье: все пели, плясали, состязались в остроумии, угощались бишбармаком и кумысом. Устраивались конные скачки, соревнования по национальной борьбе. Аульная молодежь устраивала собственную вечеринку в одном из домов.

Перед отъездом в дом своего мужа невеста прощалась со всем аулом. Она обходила родственников, дарила им полотенца, скатерти, нитки и т. п. на память, те тоже одаривали ее. Невеста двигалась в окружении подруг, четверо из которых держали развернутый платок над ее головой. Подруги выводили обрядовые налевы – плач. Затем невесту обряжали в лучшие одежды и вели к повозке, на которой она должна была уехать в аул мужа. Невеста должна была показывать, что она всячески сопротивляется отъезду, не выходила из дома, пока ей не подарят что-нибудь. Существовали и другие обычаи. Например, подруги и родственницы невесты могли забрать постель из ее приданого, спрятать ее, завязать хитрым узлом. Тогда жених одаривал других женщин, которые приходили к нему в помощь и в шуточной борьбе освобождали постель.

Невеста уезжала из аула в повозке, жених ехал отдельно на коне. Подруги с воплями и плачем провожали обоз далеко за околицу аула.

При вступлении в дом мужа молодая женщина должна была трижды становиться на колени. Этим самым выражалась дочерняя покорность родителям мужа и уважение к семейному гнезду, где ей предстояло жить. Еe поднимали с колен, вели в дом, где она обменивалась подарками со своими новыми родственниками. На следующий день ее провожали к источнику за родниковой водой. Она бросала в воду серебряную монету на счастье. Ей полагалось очень аккуратно набрать воды в ведра и на коромыслах донести до дома, не расплескав по дороге.

Случалось, что невесту похищали. Это могло произойти против воли девушки, а в иных случаях – no обоюдному согласию. Последнее могло иметь место, когда молодые люди были связаны чувством взаимной любви, а родители девушки не давали согласия на этот брак. Похищение могло произойти даже и при согласии родителей. В этом случае удавалось избежать многих расходов, связанных со свадебными празднествами.

Башкирская женщина вела всю домашнюю работу: приготовление пищи, доение коров и кобылиц, шитье, изготовление домашней ткани и т. д. Она пользовалась гораздо большей свободой, чем, например, женищина-мусульманка Средней Азии. Женщина принимала участие в общих празднествах наравне с мужчинами (правда, чаще всего женщины сидели за отдельным столом). С участием парней и девушек проводили посиделки и веселые вечеринки. У башкирок не привилось правило полностью закрывать лицо, пожилые женщины и несовершеннолетние девочки могли вообще не закрывать лицо. Строгое правило не показываться с открытым лицом действовало разве что для женщины перед свекром.

Башкирка оставалась полновластной хозяйкой своего приданого. Муж не имел права использовать это имущество без ее согласия. При неудовлетворительном отношении со стороны мужа женщина могла уйти из этого дома, забрав все свое имущество. В случае кончины мужа вдова становилась женой одного из его братьев. Однако и в этом случае немало зависело от самой женщины. Она могла, например, отказаться от замужества вообще, посвятив себя воспитанию своих детей.

Автор: Гриф Хайруллин

Фрагмент книги: Очерки истории и культуры башкирского народа

Автор картины: Лияна Мкртчян, Башкирская свадьба

Башкирская свадьба — традиции и обычаи

Башкирская свадьба в классическом представлении − это целый комплекс обрядов и традиций, которые неукоснительно соблюдались предками. Сегодня свадебные обычаи немного видоизменились, а некоторые вовсе забылись. Но несмотря на это, свадьба в Башкортостане − событие особенное, к подготовке и проведению которого подходят со всей ответственностью.

В старину решение о свадьбе по праву принадлежало родителям молодых людей. В знак того, что договор состоялся, родители парня и девушки, которых сватали между собой, пили из одной кумыс из одного сосуда. С этой самой минуты девушка считалась невестой, ее уже нельзя было выдать замуж за кого-то другого. Если же все таки через какое-то время отец девушки меняет свое решение, он в обязательном порядке должен был отдать выкуп: домашний скот или же деньги. Так продолжалось вплоть до ХХ века, после же сговор постепенно начал сходить на нет.

Женились в то время очень рано. В среднем брачный возраст юноши был равен 15-16 лет, девушки − 13-14 лет. Как только отец решал, что сына пора женить, он спрашивал совета у своей жены. Не забывал он узнать мнения и у сына. Невесту для своего чада обычно выбирал отец, хоть и советовался при этом с женой. Но последнее слово все-таки было за ним.

В современном обществе не растеряла своей актуальности традиция, направленная на выкуп невесты. В случае, если отец невесты соглашался выдать свою дочь замуж, между будущими родственниками начинались переговоры о размере выкупа. Размер калыма полностью зависел от материальных возможностей как семьи невесты, так и семьи жениха. Калым представлял собой крупный рогатый скот, лошадей, различную одежду, материю, деньги. Матери невесты будущие родственники дарили лисью или овечью шубку, однако могли сговориться на обычный халат.

Кроме обычного калыма существовал и малый, его также дарили молодой. Жених дарил халат, рубашку, сапожки и сундук. Во время сговора о размере калыма накрывался стол, гостей потчевали разными вкусностями. Через какое-то время, как только калым был собран, жених с презентами приезжал в дом своей будущей жены. С ним присутствовали отец и мать. У некоторых башкир существует обычай по которому подарки собираются у родни жениха по его просьбе. Делал это специальный мальчик, который верхом на лошади объезжал родню, собирал необходимые вещи и затем передавал их жениху.

За два дня до малой свадьбы

Перед религиозным бракосочетанием, когда муллой будет заключен брак, родители девушки принимают у себя гостей. Глава семьи приглашает к себе домой до двадцати гостей из числа родственников и сообщает им о приезде сватов. После того, как отец получает согласие своей родни в организации праздника, родители невесты приглашают в свой дом семью жениха. Для того, чтобы передать приглашение, в дом к жениху отправляется гонец, возвращавшийся назад с лошадью, которая позднее будет заколота.

Приехавшие родственники со стороны парня привозили множество подарков для своих потенциальных родственников. После ужина все ложились отдыхать, а утром начинались приготовления к свадьбе. Переодевшись, чтобы не испачкать праздничные одеяния, оба семейства резали подаренную лошадь. В обычаях башкир существует традиция во время разделывания животного устраивать шуточную потасовку.

Посещение отца жениха

Через пару дней гости уезжали из родительского дома невесты к себе. Через какое-то время в дом родителей жениха наведывались родители невесты. К этому времени для будущих родственников уже были готовы две комнаты − мужская и женская. Мать невесты привозила в дом новых родственников сундук с подарками: красивый платок, отрезы ткани, рубашку, нитки.

В послеобеденное время в женскую комнату наведывалась мужская половина родни. Кто-нибудь из женщин по просьбе будущей тещи открывала сундук, за что удостаивалась подарка. Ей доставался платок. Отрезы ткани теща предлагала купить мужчинам, находившимся в женской комнате. Нитки же доставались в подарок достаточно пожилым женщинам, которые принимая презент произносили молитвы. Хозяину же дома будущая родственница дарила рубаху, за что тот одаривал ее какой-либо домашней скотиной. После того, как будущие родственники обменялись презентами, сваты возвращались к себе домой.

Малая башкирская свадьба

Для башкир бракосочетание является гражданским обычаем. Для регистрации брака на дом приглашается мулла, который приезжает с книгой регистрации актов гражданского состояния. Он задает вопрос отцу парня, согласен ли он, чтобы присутствующая девушка стала женой его сына. После утвердительного ответа мулла задает вопрос отцу девушки, согласен ли он выдать свою дочь замуж. Услышав положительный ответ, мулла начинал зачитывать строки из Корана, после чего в книге оставлялась запись о заключении брака. Оплатой за совершенную сделку был один процент от размера выкупа (калыма).

После регистрации брака муллой, молодожен получал право свободно посещать дом своей жены. Первый визит он совершал после того, как родители девушки получали половину калыма или же после того, как родители молодых обменивались свадебными подарками.

Башкирская свадьба

После того, как калым был полностью выплачен, жених приезжал за своей возлюбленной в дом ее родителей. Тесть заблаговременно готовился к приезду своего зятя, чтобы достойно встретить нового родственника. Этот праздник у башкир называется Туй.

Предки проводили это мероприятие на улице. Для этого устанавливался большой шатер, из досок сооружались стулья и праздничные столы. Для придания торжественности их покрывали красивыми скатертями или коврами. Приглашенных на свадьбу гостей потчевали вкусными национальными блюдами. Праздник длился неделю, иногда более. Сегодня же количество дней, в течение которых отмечают вступление молодоженов в брак, сократилось. На современном этапе свадьба обычно длится два дня.

Богатые семьи предпочитают приглашать на свадебное торжество профессиональных музыкантов, устраиваются скачки, различные игры. Если выдают замуж девушку из небогатой семьи, то не считается обязательным устраивать пышное застолье. Отец невесты ограничивается скромным угощением без всяческих излишеств.

Отъезд новобрачной

Башкирская свадьба имеет свои традиции одной из которых являются проводы новобрачной. Лучшая подруга невесты вместе с другими женщинами, показывая свою печаль по поводу того, что девушка покидает родительский дом, пытаются театрально препятствовать этому.

Обряд прощания состоял в следующем. В лесной массив женщинами выносилась постель невесты и крепко завязывалась веревкой, концы которой женщины тщательно прятали. Невесту усаживали на ложе, после чего начиналась борьба за молодую между женщинами с обеих сторон.

Импровизированный спор заканчивался победой более взрослых женщин. Иногда женщины настолько достоверно играли свои роли, что разрывали друг другу одежду. Материальный ущерб в полной мере возмещал жених.

После того, как веревка была распутана, ее должен был выкупить жених. Перед отъездом в дом жениха невеста прощалась со своими подругами, родственниками. Происходило это следующем образом. Четыре девушки держали над невестой платок, а она ходила между людьми и как бы говорила «до свидания», одаривая каждую из родственниц платком, полотенцем или отрезом материи.

Во время совершения этого обряда остальные женщины демонстративно плачут. Родственницы не остаются в долгу и преподносят невесте ответные презенты: домашний скот, деньги, небольшие лоскутки материала, которые молодая прикалывает к одежде. После завершения обмена подарками, красиво наряженную невесту, усаживают на телегу и она уезжает в дом к своему возлюбленному. Девушка всячески сопротивляется до тех пор, но подарки от отца, братьев смягчают ее и она отправляется в путь.

Подруги провожали невесту на достаточном расстоянии от родительского дома, при этом они громко плакали и причитали. Новоиспеченный супруг сопровождал повозку с невестой. Как только процессия подъезжала к дому, из повозки с невестой выходила сваха и начинала расхваливать «товар». Отец жениха немного поторговавшись выкупал свою невестку.

После торжества

После первой брачной ночи наутро уже не невеста, а жена, отправляется к колодцу, чтобы набрать воды. С собой она берет ведра и коромысло, а также серебряную монетку, закрепленную к нитке. Монеткой она задабривала духа воды, бросая ее в колодец. Находившиеся рядом с девушкой ребятишки старались выловить монетку из колодца. Этот обряд был известен еще в старину и применяется в настоящее время. После его проведения невеста получала полное право открывать лицо перед своим супругом в любое время.

Одежда новобрачных

Национальный красочный костюм − играет важную роль во время свадебной церемонии. Однако не меньшего внимания удостаивается и свадебное платье невесты, которое представляет собой изделие достаточно сложное по фактуре. Жених обязательно одевает на свадьбу красный кушак, а молодая − разноцветный пояс.

Одним из обрядов башкирской свадьбы является перевоплощения молодой в супругу. Для этого свадебный головной убор заменяется на символический женский, который дает невесте право переступать порог дома своего возлюбленного.

Традиции и обычаи современной башкирской свадьбы

Башкирская свадьба – это особое событие, которое своими корнями уходит в долговековую историю. Главной особенностью башкирской свадьбы считалось, то, что жених и невеста до момента бракосочетания друг друга не знали и не видели. Родители сами принимали решение о том, кто будет подходящей парой для их ребенка.

При этом планы в отношении свадьбы строились в то время, когда детям было всего 5–6 лет. Сам процесс происходил дома или же в мечети. Башкирская свадьба вмещает в себя множество традиций, обрядов и ритуалов, которые соблюдаются и по сегодняшний день, хотя с течением времени все же приобрели некоторые изменения.

Как проходит сватовство и помолвка

После того, как решение о выборе невесты было принято отцом, он шел к будущему тестю и договаривался с ним о предстоящей свадьбе.

Денежные затраты на калым довольно серьезны, по этой причине родители жениха начинают откладывать средства на свадьбу задолго до самого торжества. Выкуп всегда был ориентирован на финансовое благополучие обеих сторон. Плата осуществлялась не только финансами, но и скотом, одеждой и другими ценностями. Все подаренное доставалось невесте.

Отцу в подарок дарили две лошади, одну из которых нужно было зарезать и подать на свадебный стол. Мать невесты также не оставалась в стороне, ей дарилась лисья шуба. Эти подарки должны были быть подарены в обязательном порядке, невзирая на финансовое состояние семьи жениха.

Девушке обязательно дарилась ткань для пошива свадебного платья и денежные средства для приобретения украшений.

Невеста ко дню свадьбы обязательно должна была иметь приданое. В него входили вещи и предметы, которые используются в быту. При этом все планировалось заранее. Девушка самостоятельно готовила свое приданное.

Шилось, ткалось все необходимое для юрты, из которой в день свадьбы и забирали новобрачную родственники будущего супруга. Разумеется, с течением времени приданное невесты стало более обширным. В него входят золотые украшения, дорогие ткани, бытовая техника, текстиль, одежда. Перед свадьбой, уже после сватовства, родители молодой невесты посещают дом будущего жениха.

При этом мать девушки привозила с собой сундук, который вмещал в себя рубаху, платок, лоскутки ткани и нити. Кто-то из присутствующих женщин должен был открыть этот сундук и за это в подарок получить платок. Ткань продавалась мужчинам за небольшую плату. Нити безвозмездно отдавались пожилым женщинам. Рубашка становилась ценным подарком для отца жениха.

В свою очередь семья молодого парня дарила сватам какую-то скотину. На этом все разъезжались по домам.

Проведение торжества

Башкирское торжество традиционно начиналось с малой свадьбы, на которую приглашались старшие родственники, которые встречались в момент сватовства. Сам обряд проводился в доме невесты.

Обрядный процесс проводил мулла, он задавал вопрос отцу невесты, касающийся того, согласен ли он отдать свою дочь замуж. Получив положительный ответ, мулла зачитывал строки из Корана и регистрировал брак в своей метрической книге.

Только после этого процесса жених мог заходить в дом к своей невесте и называться при этом мужем. После всех проведенных обрядов и ритуалов наступало самое главное торжество – празднество Туй. Более состоятельные семьи праздновали данное событие с широким размахом, устраивали скачки, игры, угощали гостей разными национальными блюдами.

Но при отсутствии шикарного застолья все с пониманием относились к скромному празднованию и радовались свадьбе.

Веселье продолжалось на протяжении 3-х дней. После торжества Туй, девушка должна была покинуть свой дом и переехать в дом мужа.

Но по башкирским традициям этот процесс требовал особых усилий от жениха и его родни. Родственники невесты женского пола всячески препятствовали отъезду невесты, устраивая разные «проделки».

По древнему обычаю постель девушки связывалась в узел и уносилась в лес. Связывалась она веревками, концы которой прятались под корни деревьев. Саму невесту усаживали на незастеленную кровать и после этого начиналась активная «борьба» за девушку между родственниками жениха и невесты. Несмотря на то, что этот процесс происходил довольно весело, он приносил некоторые затраты семье, поскольку портилась одежда.

Перед отъездом уже состоявшейся супруги она должна была попрощаться со своей родней.

При этом девушка заходила в каждый дом в компании четырех подруг, которые держали над ее головой платок.

Каждой своей близкой родственнице молодая жена дарила скатерть, полотенце и нити. В знак благодарности девушки одаривали деньгами. В конце этого обряда молодая невеста надевала на себя самое лучшее убранство и садилась в телегу, на которой и отправлялась в дом жениха.

По традиции процесс усаживания молодой жены в телегу должен сопровождаться сопротивлением со стороны девушки. Покорно согласиться она могла только после того, как получит подарок от отца и братьев. Перед тем, как переступить порог дома жениха, девушка должна была три раза стать на колени перед родителями мужа.

В свою очередь свекры в знак уважения и одобрения каждый раз поднимали молодую с колен. Далее следовал обмен подарками. Гости готовят поздравления на татарском языке.

После свадьбы

По традиции первое утро после дня свадьбы у молодой жены начиналось так: ей давали коромысло и ведра, чтобы она набрала из колодца воды. С собой девушке полагалось взять монетку, которая была привязана к ниточке.

В этом видео – несколько очень интересных обрядов башкирской свадьбы:

Эту монетку необходимо было кинуть в колодец в присутствии детей, которые должны пытаться достать монету из воды.

Только после этого ритуала девушка могла полностью открыть свое лицо перед своим супругом.

Башкирская свадьба традиционно являлась необычайно важным событием. Свадебные традиции играли большую роль для народа, к ним всегда проявлялось большое уважение. По настоящее время башкирская свадьба не утратила своего колорита и значимости, молодые пары по-прежнему соблюдают обычаи и передают их из поколения в поколение. Как и ранее, обряд бракосочетания проходит дома или в мечети. Сложно поспорить с тем, что для этого народа, свадьба – это не только счастье и радость одной семьи, но и важное событие для всего народа. Согласитесь с тем, что это невероятно трогательно, когда люди так относятся к обычному на первый взгляд свадебному торжеству?

Башкирский свадебный костюм

Если рассматривать историю, то брачные обычаи и в целом уклад семейной жизни башкир можно назвать более свободным. Женщина, по мнению историков, несмотря на то, что жила в патриархальном браке имела больше свободы, чем другие народности. Несмотря на то что семейная жизнь строилась по мусульманским законам, башкиры брали в жены (в мужья) представителей другой веры, но с обязательным условием переходом в мусульманскую веру.

Башкирская свадьба: традиции и своеобразие

Пару веков назад свадьбы играли, чтобы породниться не только семьями, но и благосостояниями. Те, кто побогаче, женились на себе подобных, а бедняки находили пару из своего круга.

Как выбирали вторую половину

Традиционный возраст жениха был на 5–6 лет больше, чем у невесты. Хотя бывали и исключения, когда пара подбиралась существенно старше. Но такие ситуации происходили, когда один из супругов умирал, а вдовец брал повторно в жены сестру своей жены. Если же вдовой становилась жена, то она могла выйти замуж за брата или дядю своего умершего мужа. Часто случалось так, что это был юноша, которому было всего лишь 12–15 лет.

Башкиры с достатком выше среднего часто женились на нескольких женщинах. Многоженство процветало в основном среди знатных семей.

ВАЖНО! В 19–20 веке очень часто пару для своего сына или дочери выбирал отец. Он, как глава семейства, мог проводить сватовство без участия детей. А их просто ставил в известность. Но такие варианты все же были нечастыми.

Несмотря на патриархальность устоев, большинство свадеб игрались по любви и взаимному согласию.

Как договаривались о свадьбе

В Башкирии соблюдались все этапы заключения нового брака. Начинали со знакомства, сговора между родителями, где они решали, какую достойную пару можно подобрать их сыну.

И затем шли к родителям выбранной невесты и уже с ними договаривались о возможной свадьбе. С родителями в случае согласия на свадьбу обсуждали калым.

СПРАВКА! В калым, который получали за невесту, входили украшения, домашний скот, меха. Для матери невесты дарили лисью шубу. Подарки рассчитывались исходя из семейного достатка жениха.

Как гуляли свадьбу

Свадьбу условно делили на два этапа.

  • Малая свадьба, когда мулла спрашивал родителей о том, что они не против, чтобы дети скрепили союз. После чего регистрировал брак официально.
  • Торжество, которое называлось туй, проходило у родителей невесты, где накрывались столы.

ВАЖНО! В случае если семья невесты по каким-то причинам отказывалась от свадьбы, они были обязаны платить штраф семье жениха. Это тоже проговаривалось в момент, когда невеста уже была засватана.

Свадебный костюм невесты

Свадебные наряды для невесты шили вручную. Причем одежды пестрели яркими красками, с преобладанием красного цвета. Часто платье украшали дополнительными оборками, тесьмой, расшивали вышивкой.

СПРАВКА! Наряд невесты состоял из нескольких предметов. Поверх платья вешали украшение. А затем на украшенное платье надевали специальный камзол или халат. Голову невесты покрывал платок, поверх которого надевали специальный головной убор замужней дамы — кашмау.

Этот головной убор напоминал шлем с кораллами. В некоторых регионах Башкирии в качестве головного убора для новобрачной служил колпак, расшитый бисером.

Наряд невесты продумывался до мелочей. На свадьбе существовала традиция переодевания в наряд уже замужней женщины. Касалось это и головного убора. Его снимали во время торжества и надевали головной убор для женщины, ставшей женой. Только после соблюдения всех этих формальностей молодую отправляли в дом супруга.

Наряд башкирского жениха

Жених по традициям также был одет в специальный наряд.

Прежде всего, это была расшитая рубаха с широченными рукавами. У народов Башкирии существовала традиция, что эту вещь ему непременно должна расшить будущая жена. Ворот у такой рубашки был также расшит специальным декором, вид изделие имело не просто нарядный, но и очень богатый.

К тому же по правилам жених надевал тюбетейку и штаны, подаренные будущей супругой.

СПРАВКА! Наряды обоих супругов были яркими, с преобладанием красного, зеленого, синего цветов. На торжество жених надевал ярко-красный широкий пояс. а невеста подвязывалась поясом, сшитым из лоскутов различных тканей.

В целом традиции свадебных торжеств соблюдались строго в каждом городе. Почиталось не только соблюдение всех этапов, но и мнение родителей. Элементы народного костюма и сегодня можно увидеть на современных свадебных фото.

Башкирская свадьба

В детстве я очень любила свадьбы. До восьми лет я каждый год летние месяцы проводила у бабушки в деревне. Пару раз за лето в деревне кто-нибудь женился. В дни, когда играли свадьбу, детвора собиралась вдоль дороги и смотрела, как веселая свадьба с песнями шла через деревню к речке.

Мне повезло, дом бабушки был крайний со стороны реки, и я видела все свадебные процессии. Бабушки и женщины – сейчас мне кажется, это был кто-то из родителей молодых – раздавали детям маленькие подарки: платочки, носки, мыло, иногда конфеты или другое угощение.

Зачем все шли к речке, я узнала, когда женился дядя. Не помню ни застолья, ни гостей, помню только поход к речке, а до нее от нашего дома надо было идти минут двадцать-тридцать.

Невеста в белом платье шла с коромыслом впереди, жених рядом, гости следом за ними, а взрослые женщины следили за тем, чтоб угостить всех, кто встретился, а детям сделать подарок. Гости постоянно шутили или над невестой или над детьми. На берегу невеста разувалась, подбирала платье одной рукой, и спускалась в воду, которая была ледяной и не нагревалась даже за месяц летней жары. Вешала коромысло с полными ведрами на плечи и все в том же порядке возвращались домой. Если невеста донесет воду до дома, то ждет молодых спокойствие и достаток.
Но это было не так легко, парни пытались отхлебнуть незаметно воду из ведра. Гости постарше кидали монетку в воду и пили сколько хотели.

Пить захотела и я.

Я шла совсем рядом с невестой, чуть не плача. Душно, жарко, во рту пересохло. Лишь один из взрослых – большой веселый дядя – догадался, что я хочу пить. Он остановил всех гостей и невесту. Достал бумажку и велел бросить в ведро. Послушно выполнив указание, я с удовольствие наклонилась к ведру. По вскрикам и разговором я поняла, что чужой дядя дал мне очень большую купюру. Не мне судить, много ли стоила бумажная денежка в советское время.

Невеста домой дошла очень быстро, не хотела, чтоб размокла бумажка.

Спустя годы невеста пришла и в дом моих родителей. Свадьба была скромной, но традиции были соблюдены. Первый шаг невесты был в нашей квартире был сделан на мягкую подушку – чтоб девушке легко жилось с новой родней. Стоя на подушке, из рук моей мамы она съела ложку сливочного масла и ложку меда – чтоб была ласковой и послушной.

На самом главном свадебном обряде – никах – по правилу нашей семьи я не присутствовала. Знаю лишь, что мулла читал молитву, невеста за всеми ухаживала, угощала специальными блюдами: килен-тукмасы – прозрачный бульон с тонкой лапшой, и на десерт – чак-чак и различные пироги.

За все время невеста не поднимала глаз вверх – очередной знак послушания будущей жены.

Но это послушание не было безмолвным или бездумным. Стоит только посмотреть традиционные башкирские танцы: прямые плечи, высоко поднятая голова и опущенные в пол глаза – послушная скромная, но с чувством собственного достоинства девушка. Традиции, обряды и эпос говорят, что к девушкам относились с уважением и симпатией.

Женщин в более зрелом возрасте, знающих традиции и обряды, называли абыстай. Поперек абыстай мужчины шли редко. Слушая различные истории, я представляла мудрых женщин, которые знали, когда можно сказать, а когда промолчать.

В давние времена о свадьбе договаривались отцы, но самим процессом занимались женщины. Чаще всего свекровь подыскивала невесту сыну, и предлагала своему мужу. Лишь при обоюдном согласии родителей жениха и невесты, принималось решение о свадьбе.

Свадьба была долгим праздником, целую неделю веселились гости, пелись песни, игрались обряды, устраивались соревнования между юношами.

Мне запомнилось одно из них: юноши со стороны жениха и со стороны невесты устраивали бои. Если побеждала сторона жениха, то молодой муж мог пригласить в дом вторую жену, если сторона невесты – то девушка должна была быть единственной женой.

Когда побеждали друзья жениха, женщины с двух сторон начинали плач, смысл которого был в следующем: две жены в доме – слезы и ссоры будут гостить постоянно, одна жена в доме – спокойный муж и счастливая жена.

Много слезных песен было и при прощании невесты с родным домом. Девушка понимала, что она идет в чужой дом, где из любимой дочери станет лишь снохой, и от нее мало что будет зависеть.

Кстати, хотела бы заметить, что существовало множество родовых племен, в каждом из которых существовали свои обряды и традиции, зачастую и сейчас они отличаются в разных районах Башкортостана.

Моя подруга поехала на свадьбу в одну из деревень, где всех девушек отправили в самую дальнюю баню, им было велено умыться и помыть ноги. Пока девушки были заняты, парни спрятали обувь, а сами впряглись в телегу, на которой везли девушек обратно. Если хоть одна из девушек заходила в дом с грязными ногами, всех снова возвращали в баню. Смысл этого обряда я не знаю, но подруга долго еще веселилась, вспоминая, как они заездили парней.

Я, конечно же, не абыстай, мне не известны многие традиции моего рода, и вряд ли получилось интересно рассказать о них. Но, думается мне, что предки наши были мудры, и за каждым правилом своя история, свои причины. Каждый свадебный обряд был в чем-то обучающем, подготавливающем к семейной жизни.

Времена изменились, старые обряды остались в легендах и сказках. Все подвержено моде, такой переменчивой и непостоянной. Свадьба сочетает российский традиции – невеста в белом платье, украшенные машины:

и никах в арабском стиле

И кто знает, возможно, многие наши проблемы лишь от того, что мы обрубили свои корни, пытаясь угнаться за ветром?

фото из интернета

BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

В детстве я очень любила свадьбы. До восьми лет я каждый год летние месяцы проводила у бабушки в деревне. Пару раз за лето в деревне кто-нибудь женился. В дни, когда играли свадьбу, детвора собиралась вдоль дороги и смотрела, как веселая свадьба с песнями шла через деревню к речке.
Мне повезло, дом бабушки был крайний со стороны реки, и я видела все свадебные процессии.
Читать статью

Отправить другу

Ссылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте.

Башкирская свадьба

Мы рады сообщить, что открыт прием заявок для участия в первой профессиональной премии Wedding Awards! Для участия в проекте приглашаются агентства по организации праздников, отели, рестораны, салоны свадебной одежды, свадебные фотографы и компании, предоставляющие услуги по видео-съемке, флористике, декору и все кто «делает свадьбу».

В Казани открывается очередное романтическое место для всех влюбленных города. Обещает приобрести популярность для видео- и фото-съемки.

Ведущий сомелье России и ,просто, коллекционер и ценитель вин Павел Богданов проведёт для вас вечер, посвящённый этике и культуре вина. Гостей ждёт дегустация!

Башкирская свадьба

Давно люди живут на Земле, давно возделывают поля и гоняют табуны лошадей по сочным лугам. Давно было решено на башкирской земле, что отцы с малых лет сватают своих детей. Пока младенцы лежат в люльке главы семей скрепляют принятое решение пиалой с разведенным медом, символизирующим плодородие и богатство рода.

Раз пошло такое дело…

Годы летят как кони в поле, и вот уже юный башкир, восседая на резвом скакуне, объезжает свои владения, учиться быть мужчиной. Его нареченная тоже подросла и помогает матери по хозяйству. Возраст 15-16 лет идеальное время для свадьбы. К чему ее откладывать, если уже в детстве их сосватали? Для того чтобы назначить дату свадьбы жених засылает в семью невесты своего младшего брата, который верхом на коне объезжает юрты будущей родни и собирает калым. Это сейчас за невесту могут давать квартиры и машины, а раньше выкуп был более скромен, но не менее важен. Для башкирской свадьбы родители невесты готовили следующие дары: лисью шубу, пару гнедых коней, различные яства и кушанья, ткани и домашнюю утварь. «Расплатившись» сполна родители невесты обговаривали с женихом день, когда он и его родители посетят отчий дом невесты.

В назначенное время свадебный «поезд» состоявший из друзей и родных жениха отправлялся в путь. В это время из деревни невесты навстречу гостям выезжали ее братья и, приблизившись к друзьям жениха, старались сорвать с них шапки. Кому посчастливилось, тот гордо вез обратно в деревню свадебный «трофей».

Есть такой обычай…

По прибытии в дом невесты родственники жениха принимались за угощение – бешбармак. Сытно откушав, свадебные гости, как правило, выражали изъявление почивать и отправлялись на покой. На следующий день рано утром закалывали лошадь, а женщины из дома невесты приглашали свах со стороны жениха посмотреть насколько жирна кобыла. Как только сватьи подходили к сараю, сестры и тетки невесты, вооружившись кишками и внутренностями кобылы, принимались ими кидаться в гостей. Казалось бы, на такой «гостеприимный» прием и обидеться мало, но так уж было заведено, и никто не обижался.

Так в пиршестве и в гуляниях проходили дни. По возвращению в свою деревню родня жениха во всех подробностях рассказывала его отцу и матери о гостеприимстве в доме невесты. И, разумеется, что после столь колоритных историй глава семьи с супругой не могли не отправиться в гости.

( специально для свадебного портала www.svportal.ru)

В качестве презента мать жениха брала с собой резной сундучок, на дне которого лежала рубашка, а поверх нее нитки, иглы и отрез материи. Также она брала с собой всевозможные платки и лоскутки, которые раздаривала родственницам невесты. Отец невесты получал в дар рубаху, а взамен ее давал лошадь, корову или овцу. На этом посещение заканчивалось.

Являясь мусульманами, башкиры не вкладывали никакого таинства в обряд бракосочетания. Для них он был скорее гражданским обычаем, чем сакральным ритуалом. Брак заключался в доме невесты, куда в назначенный день приходили старики сваты. Мулла вносил запись о браке в метрическую книгу, перед этим узнав у жениха, желает ли он вступить в брак и, задав вопрос отцу невесты: отдает ли он свою дочь замуж за такого-то башкира. Получив положительные ответы, мулла принимался за чтение Корана, после чего арабской вязью записывал брачный договор в книгу. За свои услуги служитель мечети брал 1% от стоимости всего калыма. По завершению всех формальностей жених мог в любой момент посещать дом своей невесты.

Башкирская свадьба называется – туй – празднество. После того как со стороны жениха был выплачен весь калым в доме отца невесты устраивали пир. Как правило, свадьба длилась от двух до трех дней. Дополнительными мероприятиями были скачки, борьба, виртуозная игра на музыкальных инструментах.

Пора и в путь сбираться…

Отшумели праздничные гуляния, пора невесте отправляться в дом своего мужа. Но кто ж ее просто так отпустит? Сестры и подружки новобрачной выносили ее кровать в лес и накрепко привязав к дереву, оплакивали отъезд невесты из отчего дома. В это время родственницы мужа всячески увещевали ее пойти с ними. Задача состояла в том, чтобы они смогли отвязать кровать от дерева. Перед отъездом невеста раздавала своим близким памятные вещи: платочки, лоскутки ткани, полотенца.

Как только девушка оказывалась в доме мужа, она должна была трижды встать на колени перед его родителями. Они в свою очередь должны были просить ее подняться ровно три раза. Затем шел обмен дарами и подарками, после чего девушка становилась частью этой семьи.

На следующее утро молодая жена отправлялась на реку, неся с собой не только коромысло с ведрами, но и серебряную монетку, которая предназначалась в дар водяному. Как только задабривание духа воды было произведено, муж мог снять с жены покрывало и увидеть ее во всей красе.

Знакомство с культурой Башкортостана. Башкирская свадьба

Башкирский свадебный ритуал — многоступенчатая народная драма, в которой нашли преломление мировоззрение и ментальные особенности народа, его самобытная музыкально-художественная культура, специфика хозяйственно-бытового уклада.

Свадебные торжества в прошлом проводились обычно осенью и зимой, когда уменьшались житейские заботы башкир, занимавшихся отгонно-кочевым скотоводством.
Для башкирской свадьбы характерен калым – выкуп, своего рода компенсация роду за невесту. Калым не мог быть ниже общепринятого уровня: две лошади, одна отцу невесты, другая закалывалась на угощение гостям, матери невесты – шубу (лисью, реже овчинную, халат), материал на платье невесте, деньги на свадебные расходы. Кроме этого, жених приносил «малый калым» – подарок лично невесте (сундук, сапоги, халат, шаль, платок, рубаху). Получив калым, отец невесты давал взамен приданое невесты, в состав которого входили все виды скота, предметы быта (постель, домашняя утварь, обязательно самовар и др.). Оно считалось собственностью женщины. В случае развода по инициативе мужа или возвращения после смерти мужа в отцовский дом женщине должны были вернуть её приданое и невыплаченную половину махра; её личные вещи и украшения переходили к дочерям.
Обряду свадьбы предшествовали взаимные посещения сватов. Гостили по нескольку дней, это сопровождалось целым рядом ритуалов – что кому дарилось, как встречать гостей. Посещение дома жениха сопровождалась раздачей тёщей символических подарков (налобные повязки – женщинам, лоскутки материи – мужчинам, рубаху – отцу жениха, нитки – старухам), за это она получала ответные дары. Отдаривались все, кроме старух. На этом предсвадебные ритуалы заканчивались.

Первый приезд жениха к невесте сопровождался ритуальными игровыми действиями. Сначала подруги невесты прятали её в какой-нибудь постройке в деревне, в лесу или в поле. Затем начинались поиски. В них принимали участие молодые женщины-невестки, обычно жёны старших родных братьев невесты или младших братьев родителей и дружка жениха. В источниках XVIII—XIX вв. встречаются сведения о том, что жених также участвовал в поисках, а после обнаружения невесты должен был нести её на руках. Часто в ходе поисков инсценировалась “борьба” между молодыми женщинами и девушками, заканчивающаяся победой женщин. Обнаружив местонахождение девушек, женщины старались схватить невесту и её ближайшую подругу. После этого все шли к дому, отведённому для молодых. Дверь перед женихом не открывали до тех пор, пока дружка не одаривал женщин деньгами или платками. Назывался этот обычай “дверная ручка”.
В прошлом у башкир бытовал и обычай умыкания, чаще всего с согласия девушки и её родителей. Это вносило некоторые коррективы в свадебную обрядность и уменьшало свадебные расходы.
Башкирская свадьба, в первую очередь, свадьба религиозная. Поэтому в мечете мулла читает никах — это мусульманский обряд венчания. И только после благословления муллы брак можно регистрировать в отделе ЗАГС.
Важным этапом современной башкирской свадьбы, особенно в сельской местности, является переезд невесты в дом жениха. С древнейших времен и до сегодняшнего дня на проводы невесты собираются многочисленные гости, друзья, знакомые, соседи, детвора. Чтобы из дома не ушло благополучие, провожая невесту, ей вослед бросают конфеты, деньги, желают ей семейного счастья и всех возможных в этом мире благ. И сегодня, когда провожают невесту, говорят: ”В доме жениха ложись камнем”, то есть останься навсегда. Молодых встречают родители жениха, родственники, гости. Потом приезжают в дом жениха. Сегодня все действо будет происходить здесь, и у ворот собирается вся деревня.

Первыми невесту встречает родня жениха. Под ноги невесты кладут пуховую подушку — заходить в этот дом она всегда будет с удовольствием. Свекровь угощает молодоженов маслом и медом, чтобы жизнь была сладкой.

Потом серьезные испытания ждут невесту: хозяйственная ли жена досталась ли жениху, проверяют его тети и мама. Они внимательно смотрят, как девушка нарезает лапшу для супа — она должна получиться тонкой и мелкой. Результат потом обязательно показывают старшим. Жена должна уметь накормить и напоить любимого мужа.

Премьеры в Уфе: «Башкирская свадьба»

18 и 19 апреля в Молодежном театре прошла премьера спектакля «Башкирская свадьба» (режиссер-постановщик Азат Зиганшин). Постановка посвящена двум знаковым для республики юбилеям — 100-летию Республики Башкортостан и 130-летию основоположника башкирской драматургии Мухаметши Бурангулова.

Удивительно, но в традиционной башкирской постановке прозвучала даже тема феминизма! Доказательство тому — женские образы, в особенности главной героини Гульзифы. Благодаря актерской работе персонаж становится для нас символом внутренней силы, стойкости и смелости, помогающей пойти против всех ради истинной любви и проявить сильную волю

Лилия Искужина (Гульзифа): «Мы выпустили спектакль меньше, чем за месяц. На сцену вышли за три дня до премьеры. Режиссёр Азат Надирович взял быка за рога, несколько раз он останавливал меня и говорил, что я не могу «дешевить» этот образ. Гульзифа — девушка с чувством собственного достоинства и в ней, безусловно, проявляется внутренний стержень наших прабабушек. На премьере присутствовали родственники Мухаметши Бурангулова, и это увеличивало степень ответственности, стоящей перед труппой. Надеюсь, с помощью движений и мимики я смогла передать характер моей героини и оправдать ожидания зрителей».

Ильнур Лукманов (Ханнан): «“В чем секрет?” — спросите вы. Все просто: актёр всегда должен работать над собой. Где бы ни находился, я выступаю наблюдателем. Для меня любой разговор — это багаж, я слушаю и затем информация помогает мне разрабатывать своего героя. И ещё: каким бы Ханнан не был отрицательным, мне он нравится. Персонаж развивается в течении действия и раскрывается в каждой новой сцене. А ещё всем его поступкам есть логическое объяснение: он без ума от Гульзифы».

Перед аудиторией предстают целые поколения. Одни впервые влюбляются, другие женаты всю жизнь, третья ссорятся, услышав от супруга «А не завести ли мне вторую жену?». Казалось бы, все просто. Но вот парадокс: трупа показывает, что именно через все эти невзгоды герои остаются верными друг другу и несмотря ни на что, ставят любовь (любую: семейную, дружескую) превыше всего. И все это благодаря замечательному сценарию!

Грамотно расставлять персонажей помогают и удачно выбранные декорации. Художник постановщик – Даян Тувалёв. Двигающаяся реконструкция башкирской юрты, повозка, в которой нашлось место всему приданому невесты, задний фон, показывающий разнообразие Урала и вместе с тем описывающий местность и, следовательно, образ жизни отдельных башкирских племён… Круче, возможно, только дизайн костюмов. Художник по костюмам – Айгуль Байрамгулова. Это было отдельное действие, разворачивающееся для особых ценителей прекрасного. Каждый образ проработан до мелочей. Здесь — и дорогие одеяния кантонского рода, и праздничные меха счастливых родителей, выдающих дочку замуж, и лаконичные наряды молоденьких девушек, которым будет уместно и за водой в розовом фартуке сходить, и бишбармак приготовить, и в нем же спрятать платочек, предназначенный как подарок тайному возлюбленному. Неординарным подбором деталей подкупает работа костюмеров. Здесь на первом плане — актёр, торопливо, но мастерски завязывающий пояс длиной в пару метров, чтобы снять его так же ловко, если батыра позовут на майдан. Или же как не упомянуть башкирку, открывающей сундук с приданым, кольцо которой отблескивает на весь зрительный зал? Завораживает? Да. Притягивает? Безусловно!

Лилия Искужина (Гульзифа): «Наш спектакль отличается не только тем, что он идёт без антракта. Во время пошива костюмов была использована новейшая техника работы с 3D монетами. Это не только красиво выглядит, но и упрощает работу актерам, не сковывает движения».

Одну из основных мыслей постановки можно сформулировать так: «Если сегодня мы нарушим одну вековую традицию нашего народа, что же будет завтра?» Это не просто интересная мысль, но и, хотелось бы верить, дань уважения Мухаметше Бурангулову, посвятившему большую часть своей жизни на изучение обычаев башкир. Не составит труда воплотить на сцене как героя возводят в джедаи, но легко ли достоверно показать, как башкирская свекровь принимает в доме ту, что предназначена осчастливить ее сына?
Мысль о традициях и ценностях рода будто красной нитью проходит через все представление. А может быть, и не красной. Все зависит от тех, кто работал со светом во время спектакля. Сцена заливалась темно-синим, когда невеста грустила, а когда главные герои сближались, над ними будто парил светящийся ангел. Кто-то скажет, что не трудно окрасить место действия красным, когда батыры борются за девушку. Но смогли бы эти люди сделать так, чтобы детально разработанные башмаки актрисы, отбивающей башкирскую дробь на сундуке, были видны не хуже ее лица? И помните: в живом театре нет возможности цветокоррекции.

Коротко о том, что я почувствовала после спектакля. Когда выходишь из зала, вдруг остро осознаешь, что самая настоящая любовь существует! Сюжет, атмосфера «Башкирской свадьбы» это ярко доказывают.

Башкирская свадьба

Свадьба моих близких людей: Ильдара и Назгуль
Операторы: Аллабердин Рамис, Кагарманова Гульсия
Монтаж: Кагарманова Гульсия

Published on 3 years ago

Лайк ? с Казахстана ??

Свадьба колхозбайская как будто бы 80 годы

Афариндар бөтәһелә матур һәм яҡшы.Кому ненравится нефик смотреть.

нагашыларыма салем казактардан

Позор. кафферская свадьба

Пошёл в анус. Мы башкиры и татары не религиозные фанаты.Живем в своей земле тихо и мирно с другими народами и ни с кем никогда не воевали.У нас традиции идут ещё до начала распространения ислама и мы их придерживаемся и придерживались.А если ты провозгласил себя рабом того кого даже в глаза не видел то мой тебе совет иди лечи свою больную голову фанатик Если обсираешь башкир значит они тебя хорошенько получили когда то вот и бесишься

ТАКИЕ ТАНЦЫ МЫ ТАНЦЕВАЛИ В ДЕТСАДУ. ДЕВОК КРАСИВЫХ НЕТ, НЕТ УБРАНСТВА СВАДЕБНОГО, ТОРЖЕСТВА. ЛЮДИ 1 МАЯ ОТМЕЧАЮТ!

Думаешь ты красивая?Они 1000 рас красивее и лучше чем ты

короткие юбки у девушек, как шлюхи одеваются башкирки..позор обрусели..Позор родителям что таких шалав воспитали

Девушки и свадьбы везде одинаковые!

Ural News сын татарской шлюхи, рот закрой

Как называется музыка в начале плииииз подскажите пожалуйста

Бөтаһела матур, тик ҡыҙҙарҙың итактаре бик ҡыҫҡа

Невеста красивая. Это редкость. А жених видимо сын нащальника Хэлэуэт КИБЭТЭТЭ.

раиля биккузина завидуй молча татарка

Красивая молодежь,красивая красочная свадьба!:)

Кому за видно смотрите молча

был бит Аскарово ЗАГС мин башкорт а хин башкорт булахан куй?

ЗАГС в Старосубхангулово

interesing о башкир является высокая% от R1b, будучи единственной группой в регионе и в целом в России и, возможно, во всей Евразии, имеющую такую ​​высокую% от halpogroup R1b, что делает их генетически ближе к Западной Европы, Современная концентрация R1b максимальна в Европе: в южной Англии около70 %, в северной и западной Англии, Испании, Франции,Уэльсе, Шотландии, Ирландии – до 90 % и более,у басков – 88,1 %, испанцев – 70 %, бельгийцев – 63 %, итальянцев – 40 %, немцев – 39 %, норвежцев – 25,9 % и других. У народов Восточной Европы встречается значительно реже. У осетин Алагира – 43 %, чехов и словаков – 35,6 %, поляков – 11,6 %-16,4 %, латышей – 15 %, венгров – 13,3 %, эстонцев – 9 %, литовцев – 5 %, беларусов – 4,2 %, русских – от 2,8 % до 21,3 %, украинцев – от 2 % до 18,9 %. На Балканах – у греков – от 13,5 % до 22,8 %, словенцев – 21 %, албанцев – 17,6 %, болгар – 17 % хорватов – 15,7 %, румын – 13 %, сербов – 10,6 %, герцеговинцев – 3,6 %, боснийцев – 1,4 %. На Южном Урале широко распространена у башкир -максимальные концентрации до 87 %,в среднем 47% На Кавказе найдена у осетин – 43 % и армян – 32,4 %. В Турции достигает 16,3 %, Ираке – 11,3 % и в других странах Западной Азии. В Центральной Азии обнаружена, в частности, у туркменов – 36,7 %, узбеков – 9,8 %, татар – 8,7 %(на востоке Татарстана,вотчины древних башкирских родов 17%, у татар Уфы 20% , у казанских татар не было обнаружено гаплогруппы Rlb-M269, в то время как у туймазинских ее доля составляет 15,7%. Даже учитывая, что в настоящий момент микросателлитное разнообразие внутри данной гаплогруппы у туймазинских татар не было проанализировано, обнаруженное различие весьма интересно ), казахов – 5,6 %, уйгуров – от 8,2 % до 19,4 %

Haplogroup R1b Baasshkordi ???????????☝ дөрөҫ яҙғаның куй

“Особенность Y хромосомы в том, что она передается от отца к сыну практически в неизменном виде и не испытывает «смешения» и «разбавления» материнской наследственностью. Это позволяет использовать ее как математически точный инструмент для определения происхождения по отцовской линии. Если термин «династия» имеет какой-либо биологический смысл, то это именно наследование Y-хромосомы. Y-хромосомная гаплогруппа определяет совокупность мужчин, объединенных наличием такого маркера, т.е. происходящих от общего предка-патриарха, у которого много тысяч лет назад случилась специфическая мутация Y-хромосомы

это тест на башкирофобию, у татаристов вызывает необъяснимую агрессию,Пульс учащается, выступает обильный пот, слюна беспрерывно течет, её объем значительно увеличивается.становится буйным. Он несет угрозу себе и окружающим, ведет себя агрессивно и даже яростно. Зараженные кидаются на окружающих, дерутся и кусаются, рвут на себе вещи, волосы, бьются о стены.

Свадьба в Уфе в 2019 году: сколько стоит сыграть торжество

В Уфе уже который год продолжается свадебный бум – все чаще молодые люди желают связать себя узами брака. Многие не знают, с чего начать подготовку к долгожданному счастливому дню, сколько стоят те или иные услуги, где и как искать фотографа или стилиста. «Комсомолка» подскажет будущим молодоженам, как легко подготовиться к свадьбе, на чем можно сэкономить, и во сколько обойдется торжество.

Для начала нужно определиться, какую именно вы хотите свадьбу. Логично, что пышное торжество по цене будет значительно отличаться от скромных посиделок с родителями или друзьями в съемном коттедже. Подготовку к свадьбе нужно начинать с составления списка, в котором нужно определиться с количеством гостей, покупок, необходимых услуг – скажем так, составить чек-лист.

РЕСТОРАН

Если вы решили отметить торжество в ресторане, то его нужно забронировать, как можно скорее.

В среднем, стоимость банкета в ресторане начинается от 2700 рублей на человека – сюда обычно входят салат, нарезки, два горячих блюда. При желании дополнительную еду можно привезти с собой, но об этом нужно заранее договориться с администратором, это разрешено не везде.

Не забывайте про самую вкусную часть вашего праздника – про торт. Кондитерские начинают принимать заказы обычно за два-три месяца до торжества. Цена за килограмм угощения начинается от 1300 рублей.

Чек-лист на свадьбу в ресторане:

В семейном кругу (10 человек) – 27 000 руб.

40 человек – 108 000 руб.

100 человек – 270 000 руб.

Важно помнить, что в эту цену не входят фрукты и овощи, алкоголь, их вам нужно будет привезти с собой.

КОТТЕДЖ

Большинство современных молодоженов любят отмечать свою свадьбу в коттедже с друзьями. Здесь и потанцевать можно под любимую музыку, и сходить в сауну, и поплавать в бассейне, и поиграть в бильярд.

Главное неудобство такого варианта в том, что за вами никто не будет ухаживать – подавать еду, таскать грязную посуду со стола придется самим. Зато гостям проще – можно остаться с ночевкой в доме и наряжаться особо не нужно.

Чек-лист на свадьбу в коттедже:

Съем дома – 10 000-15 000 рублей (до 30 человек), свыше – доплата за каждого гостя отдельно;

Еда и напитки на 30 человек – 20 000 рублей.

ГДЕ РЕГИСТРИРОВАТЬСЯ?

Зарегистрировать свои отношения можно как в ЗАГСе, так и за его пределами. Современные молодые все часто прибегают к выездной регистрации, чтобы не толпиться у ЗАГСа со всеми родственниками. Плюсы в том, что вы можете выбрать место, будь это двор ресторана, коттедж или даже городской парк, и время.

Зарегистрировать отношения можно как в ЗАГСе, так и за его пределами Фото: Руслан ВОРОНОЙ, Экспресс газета

Стоит отметить, что выездная регистрация – удовольствие не из дешевых.

Стоимость арки для выездной регистрации – от 7 000 рублей;

Стол молодоженов от 3000 рублей (в комплекте белая специальная скатерть с юбкой);

Круглые композиции из искусственных цветов вдоль дорожки – по 1500 рублей за каждую (обычно берут шесть штук).

На этом, конечно же, не все: вам нужно выбрать ведущего. Хорошо, если тамада, который будет проводить свадьбу, занимается и регистрацией, но это редко. Регистратора, который вас поженит, можно найти за 7000 рублей.

Чек-лист «Выездная регистрация»:

26 000 – 40 000 руб.

КОЛЬЦА И НАРЯДЫ

Молодоженам на своем празднике нужно выглядеть восхитительно, поэтому на их одежде лучше не экономить.

Свадебное платье в Уфе стоит от 12 тысяч. Некоторые невесты покупают и за 25 тысяч, и за 40. Фата отдельно стоит от пяти тысяч рублей, она обязательно должна быть точно такого же цвета, как платье.

Невесты, которые хотят эксклюзивное платье, могут сшить его на заказ. С оформлением заказа лучше не затягивать и заглянуть в ателье уже за полгода до свадьбы.

Туфли нужно выбирать очень внимательно. На них экономить точно нельзя, ведь вам придется ходить в них весь день и вечер. Качественные туфли стоят от 5000 рублей. Лучше купить их хотя бы за месяц, чтобы продефилировать дома и проверить, удобные ли они. Из аксессуаров можно выбрать серьги и ожерелье, если у вас открытая шея. Обычную бижутерию можно найти за 500 рублей.

За услуги визажиста и стилиста по прическам придется раскошелиться. Полный образ у начинающих мастеров стоит от трех тысяч рублей, у средних – от пяти, а топовым придется отдать все десять тысяч, а то и больше.

Не забудьте о красоте ваших ручек и ногтей в этот день. Маникюр и покрытие ногтей гель-лаком стоит от 1000 рублей, а если вы решите их нарастить, то процедура обойдутся в 2000-2500 рублей.

Костюм жениха при желании можно приобрести за 12-15 тысяч рублей. Но есть и варианты подороже. Туфли обойдутся в 4000 рублей.

Если у мужчины есть на лице растительность, то ее нужно привести в аккуратный вид, сходить к барберу. Его услуги, стрижка и оформление бороды, стоят от 1300 рублей.

Цены на кольца колеблются от 10 тысяч за пару до бесконечности. Кто-то выберет классические гладкие, они, кстати, самые дешевые. За пару придется отдать всего 10-15 тысяч в зависимости от толщины колец. Многие молодожены делают гравировку внутри кольца – имя или дату, стоит она недорого, в основном 1500 рублей за два кольца.

Кольца обходятся недорого – от 7 тысяч рублей за пару Фото: Евгения ГУСЕВА

Теперь остается последний пункт – тамада/ведущий, фотограф и видеограф.

Позвать фотографа на целый день обычно стоит от 20 тысяч рублей, в зависимости от опыта специалиста и пакета (эконом, стандарт, полный). Видеограф, который после свадьбы предоставит вам свадебный клип, фильм и все исходники, обойдется в 35-50 тысяч рублей.

Топовые ведущие Уфы проведут ваш вечер за плату от 30 тысяч рублей. Обычно у специалистов уже есть свой диджеи, отдельно за которых платить не нужно. За отдельную плату с ними могут прийти певцы и танцоры.

НЕОБЫЧНЫЕ МОЛОДОЖЕНЫ 2019 ГОДА

20 апреля в столице Башкирии прошла необычная свадьба – молодожены поженились прямо… в трамвае! Такого в Уфе еще не было, хотя в других городах свадебные трамваи курсируют уже давно. Как пришла идея и остались ли молодожены довольными задумкой, «Комсомолке» рассказала невеста Лейсан Гасимова .

– Нам хотелось, чтобы на свадьбе было атмосферно и весело как нам, так и нашим гостям. К тому же на торжество приехали гости из других городов, районов и даже стран. Мы совместили приятное с полезным – поженились в трамвае и заодно гостям показали Уфу в необычном формате, – говорит Лейсан.

Девушка также отметила, что идея с трамваем возникла не просто так. Когда-то давно они с мужем заговорили о женитьбе стоя на трамвайной остановке. Лейсан рассказала, что задумка связана и с тем, что отцы молодоженов работали в данной сфере.

А вот молодожены Артур и Лилия Шайхутдиновы решили сэкономить и выбрали необычное место для проведения свадьбы. Новобрачные решили отметить это событие в одной из столичных бургерных. Вместо изысканных ресторанных блюд праздничный стол валился от обилия фастфуда.

Стоит сказать, что горожанам пришлась по душе оригинальная идея. В Instagram они одобрили выбор новоиспеченной семьи.

– Нафиг помпезные рестораны! – возгласил один из пользователей соцсети.

– Жена, согласившаяся сыграть свадьбу в бургерной – лучшая жена, – отметил уфимец.

Ссылка на основную публикацию