Армянские свадебные традиции

Армянская свадьба: традиции и обычаи

Обычаи и традиции армянской свадьбы весьма интересны. Ведь если праздновать создание новой семейной пары, то с размахом, который свойственен армянскому народу. Каждая народность имеет свои особенности, которые показывают их историю и бытность.

Традиции армянской свадьбы

Соблюдение исторических традиций имеет важное значение для армянского народа. Конечно, современный век вносит свои коррективы, и многие обряды позабылись, но все равно большинство ритуалов все также актуальны.

Вот основные ритуалы необходимые для счастливой будущей семейной жизни:

  • Сватовство невесты. Очень важная традиция, без выполнения которой дальнейший разговор о свадьбе не идет.
  • Помолвочное обручение или ншанадрутюн.
  • Церковное венчание.

Выполнение всех необходимых обрядов важный момент, потому что старшее поколение обращает внимание, что было сделано, а что нет.

Раньше выбор невесты был привилегией матери жениха. Ведь она брала в дом не только жену своему сыну, но и будущую хозяйку, мать своих внуков. Поэтому внешность при выборе снохи играла последнюю роль, главными качествами служили:

  • Трудолюбие;
  • Хозяйственность;
  • Умение готовить;
  • Ответственность;
  • Высокая нравственность;
  • Скромность;
  • Целомудренность.

Теперь же молодые могут сами выбирать себе спутника жизни.

В армянской семье главой всегда является мужчина и его слово закон. Поэтому в старину, когда о браке договаривались родители, мнение и желание невесты вообще не принималось в расчет. Собственно и сейчас благословение родителей и близких родственников играет весомую роль.

Одним из важнейших пунктов в предсвадебных традициях является выбор свахи, она всегда избирается из родных жениха. Сваху должна знать невеста и ее родственники, она представляет интересы жениха. Ее иначе называют «миджнорд кин».

Когда жених определился с выбором, то сваха регулярно посещает дом невесты, пытаясь получить от родных согласие на союз. Как только взаимопонимание достигнуто, жених может засылать сватов.

Сватовство

Сватовство тоже важный ритуал, который также требует соблюдения определенных правил:

  • В первую очередь договариваться о браке в дом невесты приходят только мужчины. Среди родственников жениха выбирается главный, который будет вести беседу.
  • Родители невесты должны накрыть хороший стол для сватов.
  • Давать согласие на союз не принято с первого раза, поэтому сваты несколько раз должны прибыть в дом невесты.
  • Разговаривать о причине визита также нельзя с порога, прежде нужно поговорить об иных вещах: погоде, быте и др. Только потом вскользь упомянуть о сватанье невесты, при этом всячески расхваливая будущего жениха.

Как только девушка засватана, можно назначить дату помолвки и обговорить все нужные приготовления.

Церемония помолвки

Помолвка является следующим этапом армянской свадьбы. Богатый стол накрывается не только в доме невесты, но и жениха. Перед тем как поехать к дому будущих родственников, родители жениха должны созвать близких и дальних родных, чтобы те преподнесли дары невесте.

Непродолжительное застолье, на котором будут звучать дружеские пожелания и поздравления, плавно перетекает в поездку к невесте, чтобы уже там продолжить празднество. В старые времена в честь радостного события отец жениха посылал родителям невестки мясо теленка или барана.

На современную помолвку родители невесты за свой счет накрывают на стол. В качестве подарков для невесты преподносят:

  • Деньги;
  • Украшения;
  • Другие ценные вещи, которые пригодятся в хозяйстве.

Чем дороже дары, тем в более выгодном свете выглядит будущий жених.

Встречать гостей принято родителям невесты, сама же новобрачная ожидает в отдельной комнате, пока ее не пригласят. Выводит к гостям невесту главный представитель жениха «кавор», ее сопровождают подруги. Девушку усаживают за стол к жениху, и начинается веселье.

Кавор торжественно объявляет, что помолвка состоялась, и жених надевает будущей супруге на безымянный палец заранее приготовленное кольцо. Мать жениха в качестве дара вручает золотые часы.

Звучат поздравления, и дарятся подарки от родных. Звучат традиционные песни, обычно исполняются грустные мелодии, как бы напоминая, что невеста скоро покинет отчий дом:

  • Узундара. Исполняется в конце застолья, после чего невеста передается жениху и покидает родительский дом.

Во время церемонии обручения обсуждаются между родителями обеих сторон все нюансы будущей свадьбы, а также дата ее проведения. Еще обговаривается приданое, хотя и не прямым текстом, выясняется, что невестка возьмет с собой в дом мужа.

В старину молодые не присутствовали на свадьбе, это традиция изменилась совсем недавно, но и сейчас новобрачные недолго задерживаются за столом и покидают празднество. А потом разворачивается настоящее веселье.

Обряд венчания

Особенным у армян считается выбор наряда для невесты, традиционно его преподносят родные жениха. После того как помолвка состоялась, назначается день, когда уважаемый представитель жениха кавор приезжает с другими родственниками и друзьями, чтобы забрать невесту для примерки или подбора платья.

Такое событие также сопровождается музыкой и танцами еще до подъезда к дому невесты. Родные девушки щедро одариваются специальными подносами, на которых находятся горы сладостей и иных подарков, «сини». Примерка свадебного наряда проходит под наблюдением жены кавора, а подруги девушки помогают ей облачиться.

Уже после того как все приготовления выполнены, сваты во главе с кавором сопровождают невесту в храм на церемонию венчания. Кавор выполняет роль посаженного отца, и следит за тем, чтобы никто не преграждал путь молодым и не разделял их. Для этого у груди невесты держат свисающий конец от пояса жениха.

Особенной чертой в обряде венчания у армян является, повязывание на руки молодых специальных нитей или шнура. Он связывался из зеленой и красной нитей.

У армян есть традиция, если после свадьбы в дом невесты послан представитель жениха с красным яблоком, значит, новобрачная целомудренна. Это до сих пор является важным ритуалом, который приносит уважение семье невесты.

Современные армянские свадьбы

Издавна армяне праздновали свадьбу в осенний или зимний периоды. Соблюдение этой традиции актуально и сейчас, ведь осенью после сбора урожая столы ломятся от праздничных блюд. А молодые полны сил и энергии, что гарантирует здоровое потомство.

Сохранение старинных традиций в таких важных моментах жизни, помогает помнить о предках, их укладе жизни. Свадебные приметы также являются неотъемлемой частью жизни, помогая добиться счастья и благополучия в будущей семье.

Заключение

Армяне одни из немногих в наше время остаются непреклонными в вопросах выполнения всех положенных предсвадебных обрядов.

Один размах празднества чего стоит, если вам посчастливится побывать на такой свадьбе, вы ее никогда не забудете. На пиршество приглашаются не только близкие и дальние родственники, но и совершенно посторонние люди. Подобный обычай говорит о щедрости и гостеприимстве армян.

Каждое свадебное пиршество длится не менее трех дней, а бывает дольше, и все это время не умолкает музыка и песни. Стоит особо выделить народные песни, которые традиционно исполняются на свадьбах. Это красивые мелодии, исполняемые на традиционных музыкальных инструментах, а смысл вложенный в текст песни полностью соответствует атмосфере праздника.

Как проходит свадьба у армян: традиции и обычаи

Свадебные традиции в Армении подобны нерушимым законам, которые строго соблюдаются молодоженами. Многие правила могут показаться современному человеку странными, однако армянский народ почитает свои традиции и бережет свою национальную культуру. Портал о свадьбах svadebka.ws расскажет вам о том, как проходит свадьба у молодых армян и какие обычаи соблюдают молодожены, чтобы их брак всегда оставался крепким и нерушимым.

Удивительные армянские свадебные традиции и обычаи

Соблюдение армянских и азербайджанских свадебных традиций является частью образа жизни самих жителей этих красивых стран. Передаются они из поколения в поколения и соблюдаются всеми беспрекословно. Те же, кто нарушает правила или обходит их стороной, могут получить осуждение общества. Какие же армянские свадебные традиции и обычаи почитаются и соблюдаются молодоженами?

  • В первую очередь, традиционность касается возраста, в котором молодые могут вступать в брак. Для девочки это 12-16 лет, а для парня – 15-20 лет. Если девушка не вышла замуж до двадцатилетнего возраста, ее в Армении нарекут старой девой;
  • Разница в возрасте также может быть довольно большой – до 15 лет. Как только девочка заканчивает школу, родители готовят ее к скорому замужеству;
  • По армянским законам, первым в брак должен вступить старший брат, а уж потом и младший. Брак между двумя родными сестрами и двумя родными братьями из разных семей не допускается. Также свадьбу нельзя играть кровным родственникам и усыновленным детям;
  • Если вам предстоит регистрация брака с иностранцем, вам стоит знать, что официальное заключение брака в Армении не считается обязательным и чаще всего проводится после рождения детей: намного важнее – сыграть пышную свадьбу в кругу семьи;
  • Разводы в армянских семьях не приветствуются. Однако, если же в семье произошла измена, развод может состояться;
  • Свадьбе в Армении, так же, как и свадьбе в Турции раньше часто предшествовало «похищение невесты», когда молодую красавицу воровали прямо на улице и насильно заставляли выходить замуж за незнакомого человека. К счастью, такая традиция практически изжила себя в этой стране, однако в некоторых районах такие жуткие действия все еще можно встретить.

Армянская свадьба: обычаи и традиции

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Армянская свадьба – это очень весёлое торжество огромных масштабов. Такая свадьба считается одной из самых красивых в мире. Конечно, современное торжество уже отличается от мероприятия, которое проводилось несколько столетий назад, но всё равно брачующиеся соблюдают основные традиции и обычаи. Следует подробнее рассмотреть особенности проведения свадьбы у армян, а также в чем заключаются её отличия от торжеств других народов мира.

Сватовство

Сватовство – это незаменимый этап, который предшествует самому торжеству свадьбы. Ранее сватовство было обязательным, но и сегодня многие молодые придерживаются этой традиции. Суть заключается в том, что жених должен оповестить о своих намерениях родителей будущей невесты. Для этого в дом девушки направляется посредница или, как принято её называть, сваха. В Армении посредницу величают миджнорд кин. Ей может быть только женщина из семьи жениха. Она должна быть уважаемой, иметь хорошее положение в обществе. С этой ролью может успешно справиться даже мама жениха. Очень важно, чтобы сваха была известна родителям будущей невесты. Изначально сваха приходит без открытого предложения, она осторожно и ненавязчиво старается разузнать отношение родителей будущей невесты вообще к замужеству, а также к жениху.

После так называемого предварительно сватовства к родителям будущей невесты направляются сваты – родственники будущего жениха. Участвуют в переговорах исключительно мужчины. Сваты рассказывают цель визита и просят разрешения отца будущей невесты на брак. Решение остаётся за отцом, который может намекнуть как на согласие, так и на отказ. Отец не имеет права сразу согласиться на предложение сватов, ведь считается, что тогда он хочет поскорее отдать дочку замуж. Только на второй встрече отец уже прямо выражает своё согласие, сразу обсуждаются условия обручения, которое является следующим шагом перед самой свадьбой.

Особенности армянских свадеб

Выйти замуж за армянина – это значит следовать всем армянским традициям. Нет ничего красивее, хлебосольнее и веселее армянских свадеб. Сотнями лет, какие бы события не происходили на этой земле, народ бережно сохраняет обычаи и традиционное поведение на большом многочисленном празднике, где приглашают на торжество всех ближних и дальних родственников, друзей, друзей родственников и просто мало знакомых людей. Армянская свадьба отмечается с большим размахом в течение нескольких дней. Масштабный и самый главный праздник рождения новой семьи требует тщательной подготовки, в ней участвуют все родные и близкие.

Традиции сватовства в Армении

Для ответственной церемонии сватовства выбирают сваху (миджнорд кин), знакомую семье будущей невесты, но из семьи юноши. До дня сватовства сваха посещает дом родителей невесты и старается уговорить их отдать замуж дочку. После утвердительного ответа в дом девушки приходят родственники будущего жениха (сваты). Только после этого невеста может пойти выбирать свадебное платье.

Приходят на серьезный разговор только мужчины и тот, кому родители юноши доверяют кавор, это может быть уважаемый родственник. В ходе сватовства оговаривается повод торжественного прихода и звучит просьба о руке невесты. Традиционно родители невесты сразу не соглашаются на брак, сватам придется прийти вновь и получить одобрение на следующую весьма важную церемонию — обручение.

Обручение армянских новобрачных

Свадебное торжество не обходится без обряда обручения, или как в народе говорят «помолвка». В оговоренный заранее день в доме жениха собираются родные с многочисленными дарами для невесты, часто ювелирные золотые, заранее подготовленные украшения. Накрывается торжественный стол, родные произносят пожелания счастья и крепкой семейной жизни молодоженам. Позже непродолжительного застолья у жениха, они идут в семью невесты, их ждут за празднично накрытым столом.

Церемония помолвки начнется с выведения кавором невесты с подругами за стол к жениху. В ходе застолья у невесты ее одаривают золотыми и серебряными украшениями. Кавор объявляет о состоявшейся помолвке, жених надевает в знак этого кольцо с камнем на безымянный палец невесты. Именно с обручения, как считали издавна, между семьями будущих молодоженов начнутся родственные доверительные отношения.

На церемонии обручения оговаривается день будущей свадьбы и выбирается свадебное платье вместе с другими атрибутами этого праздника. В это время в доме невесты звучат грустные мелодии, один раз звучит музыкальная композиция «Узундара», после танца под которую, будущую жену уводят от отчего дома. В конце церемонии отец невесты отдает руку дочери жениху, как бы соединяет их судьбы и таким образом благословляет.

Приметы на армянскую свадьбу

Согласно древним поверьям подвенечное платье дарят традиционно родители будущего мужа. Уважаемый кавор, родные жениха, его друзья в назначенный день забирают девушку из дома. Торжественная делегация подходит к дому будущей жены с громкой зажигательной музыкой и неподдельным веселым шумом. С песнями и танцами они преподносят родным невесты «сини», это блюда с горой подарков для невесты и ее родных, свадебное платье и украшения, восточные сладкие лакомства, эксклюзивные вина и фруктовые плоды. Невеста облачается, помогают ей подруги, происходит действо при жене кавора каворкин.

В храме готово все и начинается таинство, священник с молитвами повязывает к рукам молодоженов нити зеленого и красного цветов, сплетенными вдвое, по возвращении к дому, говорят старые легенды, они отгонят злых духов от молодых.

В ходе церемонии венчания жених надевает обручальное кольцо на безымянный палец левой руки невесты. В то же время в доме жениха уже готов шикарный праздничный стол, он должен быть великолепным и переполненным деликатесами и напитками, это долг чести. На праздничном застолье в родные и друзья произносят тосты за здоровье молодых, желают им совместной безоблачной жизни и дарят подарки, чаще всего это деньги и золотые ювелирные украшения.

Традиция подтверждения невинности будущей жены

В традиционных патриархальных армянских семьях остается и соблюдается обряд подтверждения невинности будущей жены. После первой брачной ночи в родной дом честной и ответственной невесты отправляется гонец с хвалебным для родителей красным яблоком.

За невестой всегда давалось приданое деньгами и необходимыми в хозяйстве вещами. Размер приданого традиционно обсуждали в полушутливых разговорах при сватовстве и обручении. Родители жениха могут отказываться, что никакого приданого им не нужно, только бы состоялась армянская свадьба. Как у многих народов свадьбу справляют осенью после уборки урожая или вначале зимы, закрома в это время заполнены, созревают молодые вина. Пользу осенних бракосочетаний подтверждали это древние трактаты по медицине, написанные на армянском языке, организм насыщен в это время жизненными силами.

Особенности празднования армянской свадьбы

Старинный способ созвать всех на свадебное торжество, приглашение проводилось музыкантами, они с крыши дома жениха исполняли музыкальные композиции, оповещающие село о торжестве. Приглашали каждого и устно, кавора, уважаемых гостей приглашали целой делегацией. Гостей всегда приглашали много. В древние времена для проезжающих купцов посылали праздничное угощение, отдельно накрывались достойные столы неимущим односельчанам. От родных невесты дарили практичные вещи, которые пригодятся как часть приданого. Гости от семьи жениха дарили золотые ювелирные украшения для невесты, чтобы показать родных жениха обеспеченными людьми и знатными.

До свадьбы обсуждались кандидатуры родных и друзей, отправляющихся за невестой. Они выбирали макарапета, главенствующего в праздничной делегации. Каждое его слово было непререкаемо для всех гостей в течение свадебного торжества, макарапет был в числе организаторов свадьбы, развлечений с массой переодеваний и шуточными состязаниями. Макары-делегаты выступали в роли охранников жениха от всех неожиданностей. Жених в течение торжества подчинялся им.

Макарами проводилась церемония омовения, бритья и облачения жениха перед торжеством. В разные исторические времена армяне жили во враждебном окружении племен турок и курдов, всегда существовала опасность кражи армянских невест даже из-под венца, поэтому Макары всегда были мужественными вооруженными защитниками, они обеспечивали безопасность церемонии. Тогда выйти замуж за армянина считалось престижно.

Во время торжества родственники жениха не уступали лидерства в веселых песнях, танцах и развлечениях, показывая свою большую радость в приобретении невесты. Родственники же ее слегка грустили, особенно ее мать, она не танцует, понимая, что дочь уходит от них навсегда. Кавору дарят от матери девушки большое блюдо с традиционными угощениями, молодым дарят символ вечного древа продолжающейся жизни. Великолепные традиционные песни звучат под тосты, все поздравляют друг друга.

На пороге дома жениха свадебную делегацию встречает с радостью свекровь, она к плечам молодоженов для благополучия кладет лаваш, дает для мира в семье молодым мед, желая сладкой жизни в дальнейшем, осыпая их цветами и изюмом для достатка. Зажигательные музыкальные композиции «Кочари», «Шалахо» и мелодия грузинской диаспоры армян «Кинтаури» сопровождают церемонию.

Традиции армянской свадьбы

Одним из наиболее радостных событий армянского быта, отмечаемых особенно торжественно и пышно, является празднество по поводу образования новой семьи – свадьба. Она всегда считалась самым важным моментом человеческой жизни и становилась поводом для выражения нескрываемой радости и исключительной ответственности родителей.
Свадьбе предшествовало сватовство, в котором раньше жених не принимал участие. Сейчас со сватами в дом невесты идет и жених. В качестве сватов приглашаются близкие старшие родственники. Когда в результате переговоров сваты получают согласие, обе стороны обсуждают дату помолвки. Родственники жениха с музыкантами и подарками, оформленными в виде традиционных нарядных подносов приходят в дом к невесте.

Невеста наряжается с помощью подружек в отдельной комнате. Обряд помолвки начинается, когда кавор (крестный в семье жениха) или тамада выводят невесту в сопровождении подружек из комнаты, ведут к столу и усаживают рядом с женихом, место которому отводится во главе стола на самом почетном месте. Если случилось так, что нет кавора у этой семьи, то для новообразуемой семьи выбирают кавора их числа уважаемых людей — друзей, знакомых или родственников. При этом кавор в армянской семье — это и шафер на свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у молодоженов, т. е. человек, ответственный перед Богом за мир, согласие и благополучие во вновь образующейся семье. После объявления о помолвке старшим по столу(тамада), в данном случае это кавор, жених собственноручно надевает кольцо (желательно с камнем) на безымянный палец правой руки невесты. Обручальное кольцо на безымянный палец левой руки надевается в церкви во время венчания.

День свадьбы также назначается в процессе обсуждения сторонами жениха и невесты. За день до свадьбы в доме жениха и невесты за столом собираются старшие из близких родственников и соседей, под спокойную народную музыку произносят тосты, беседуют, дают наставления, благословляют, танцуют и поют.
На протяжении веков по экономическим причинам было необходимо молодоженам основывать свое собственное хозяйство в составе всего рода в семье, состоящей из трех поколений, где они должны были жить и работать. Все, что заработали молодые, входило в общий семейный бюджет. Молодая семья не имела права предпринимать какие-то новые инициативы без разрешения старших в доме. За невестой давалось приданое – часть имущества ее семьи в денежном и натуральном выражении. Раньше, отдавая дань традиции, размер приданого обсуждался в шутливо-юмористической форме в доме невесты в присутствии отца жениха и местного священника в качестве «мирового судьи». Однако уже, наверное, лет сто, никто не обсуждает размер приданого. Наоборот, проявляя благородство и выказывая свое отношение к невесте, и жених, и его родители говорят: «никакого приданого не нужно, лишь бы твоя нога ступила в наш дом!».

Свадьбы обычно справлялись осенью и вначале зимы, когда были закончены полевые работы и закрома были полны всяческого добра, а карасы – молодого вина. Кроме того есть древние армянские медицинские трактаты, в которых говорится о пользе бракосочетания именно осенью или в начале зимы, когда организм насыщен жизненной силой.
Приготовления к свадебному пиршеству начинались в четверг и продолжался 7 дней. Вообще в дохристианской Армении число 7 имело магическое значение. Самым старинным способом приглашения на свадьбу считается приглашение через музыкантов, когда они поднимались на плоскую крышу дома жениха и играли определенные мелодии, оповещая все село о предстоящей свадьбе в этом доме. Затем, конечно каждого устно приглашали. Особо уважаемых и знатных гостей, в том числе кавора приглашали особой делегацией, посетив его дом и преподнеся красное яблоко – знак особого почтения. Гостей приглашали много, не дай Бог, кого-то забыть. В старину для купцов, путешествующих с караванами и остановившихся на привал в данной местности, посылали угощение, для нищих накрывали стол.

Приглашенные со стороны невесты дарили то, что невесте пригодится в новой семье, что она может взять с собой как приданое. Гости со стороны жениха дарили тоже еще более ценные подарки, то, что пригодится в новой семье, но в основном – золотые украшения невесте. Ведь чем больше золота будет на невесте, тем знатнее и респектабельнее показывает себя род жениха. До недавних пор считалось неправильным дарить золото невесте гостям с ее стороны. За день до свадьбы отец жениха в дом к невесте приводил годовалого бычка, или в крайнем случае (как договорятся) барана, с красной лентой на рогах – «на мясо».

Заранее, до свадьбы стороны обсуждали количество «макаров» (тагворци) (делегатов), которые пойдут за невестой. Макары выбирали из своего состава главного – макарапет или макар-баши. Его слово было законом для всех в течение всей свадьбы, Макарапет организовывал проведение в течение свадьбы различные развлечения и сценки, с переодеваниями и шутливыми состязаниями. Макары окружали как телохранители жениха и охраняли его от всяких неожиданностей. Жених молча и беспрекословно им подчинялся, даже попыткам девушек шуточной кражи его шапки. Макары организовывали обряд купания, бритья и одевания жениха перед свадьбой. В условиях исторического окружения армян турками, курдами и другими враждебными племенами была велика опасность кражи армянских девушек, поэтому Макары – это мужественные вооруженные молодые парни 20-50 чел, задачей которых являлась безопасность всей свадебной процессии. Процессия Макаров приближалась к дому невесты с громкой музыкой, восклицаниями и шумом, молодежь из числа гостей со стороны невесты встречала их тоже с шумным весельем. С танцами перед домом или во дворе женщины из близкой родни или сестры жениха преподносят «сини» — подносы с подарками невесте – в одном свадебный наряд невесты со всеми аксессуарами, в другом подарки отцу, матери и всем остальным членам семьи, а в третьем – изысканные напитки, фрукты и сладости. Они с этими подносами танцуют до тех пор, пока со стороны невесты близкие женщины и девушки не возьмут у них это из рук и не вручат в ответ символические маленькие подарки. Эти сини потом мать невесты наполнит подарками и пошлет обратно матери жениха. Невесту одевают во все, что ей принесли в присутствии ее подружек («цахкаворнер» — девочки с цветочными украшениями, красочно одетые) и каворкин, (жена кавора), т.е. одной представительницы со стороны жениха.

Во время всей свадьбы сторона жениха должна была не уступать первенство в танцах, т.е. показывать большую радость и веселье, ведь они приобретают такую прекрасную девушку. А сторона невесты немного грустит, особенно мать невесты не танцует, а печалится, что ее родное дитя улетает из отчего дома. Для кавора обязательно преподноситься поднос с обильными деликатесами со стороны матери невесты.
Прекрасные народные мелодии играются под определенные тосты, за родителей, за кавора и т.д. В доме невесты почти все мелодии лиричные и немного грустные.

Один раз играется мелодия танец невесты, «Узундара» ( «узин таран» – сосватали и увели), под которую невеста с женихом выходят танцевать, и после которой ее уводят из родного дома. Во время этого танца гости осыпают их деньгами – для будущей семьи, после этого танца подходит отец невесты и руку своей дочери кладет в руку жениха, соединяет их судьбы и благословляет. Ни одна невеста, когда играет та особая мелодия, под которую уводят невест из дома, не может удержаться от слез, видя грусть своих родителей. В доме невесты празднуют недолго – 2-3 часа, чтобы успеть обратно домой, где ждут остальные гости и многодневное веселье. Когда выводят из дома невесту, ее брат или другой близкий родственник, (мальчик –подросток) у ворот перекрывает путь молодым и не хочет отпускать свою сестру. Тогда ему кавор дает символический выкуп. У ворот дома жениха процессию встречает мать – свекровь, кладет на плечи молодым хлеб-лаваш – для благополучия, давая отведать жениху и невесте по ложке меда для счастья и мира в семье, сладкой и полезной любви, осыпают молодых цветами, сладкими сухофруктами и изюмом, чтобы дом их был полной чашей. Музыка здесь уже самая зажигательная – «Кочари», «Шалахо», танец грузинских армян «Кинтаури». Вся родня жениха и определенное количество гостей сопровождающих невесту, веселятся от души. На колени невесте подсаживают маленького мальчика из рода жениха, чтобы первенцем у молодых был мальчик, такой же красивый и здоровый.
В современной жизни армянские свадьбы в своей сути мало изменились, но в деталях они, конечно, впитывают многие нюансы из традиций разных народов, среди которых они живут.

Традиции армянской свадьбы

Осень в Армении богата не только на урожай, но и свадьбы на. Армянские свадьбы всегда были известны своим размахом и множеством традиций, которые соблюдаются и по сей день. B прошлом традиционным способом заключения брака у армян был брак по сговору, основанный на выкупе, о чем в наши дни напоминает обычай щедро одаривать невесту.

Тут, конечно, предпочтительнее золотые украшения, которые при подношении надеваются невесте на шею, запястья, пальцы. Из-за невозможности заплатить «дань родителям» применялся способ заключения брака путем похищения ‒ умыкнуть невесту можно было главным образом с согласия девушки, но вопреки воле ее родителей. Также в прошлом был распространен обычай «люлечного обручения», когда обручали младенцев или малолетних детей.

По древнему армянскому обычаю невесту выбирали родители юноши, причем инициатива принадлежала матери. В наше время чаще парень и девушка женятся по любви, но с одобрения родителей. Свадебный цикл у армян состоит из предварительного этапа (сватовство, сговор, обручение), свадьбы (обряд бракосочетания и переезд новобрачной в дом мужа) и послесвадебных обрядов.

Центральной фигурой на всех этапах является кавор (крестный или посаженый отец), который зачастую выступает и в качестве тамады. Армянская свадьба испокон веков устраивалась на два дома. Утром во дворе жениха совершался обряд приношения в жертву быка, сопровождающийся танцами и песнями. Жених должен был хранить нож, которым совершил надрез на шее животного. Кавор измазывал кровью его лоб.

Все это действо, согласно верованию армян, приносило в дом достаток и много детей. После традиционных действ делегация со стороны жениха с подарками направляется в дом невесты. Родственницы девушки занимаются ее убранством. Когда же молодая предстает перед гостями, исполняется танец жениха и невесты «узундар» («узин таран» ‒ сосватали и увели), во время которого их осыпают деньгами.

Потом подходит отец невесты и благословляет пару. В церковь брачующиеся шли вместе, при этом их привязывали друг к другу платком, чтобы между ними никакое лихо не пробежало, чтобы у жениха не отобрали мужскую силу. Во время венчания над головами жениха и невесты кавор держал ножны и меч. Священник повязывал молодоженов специально свитым шнуром из зеленых нитей, таким образом давая разрешение на первую брачную ночь.

При встрече новобрачных свекровь должна перекинуть через плечо каждого из них по лавашу (тонкий хлеб в виде листа), посыпать на их головы изюм, орехи, конфеты и зерно. Иногда мать жениха дает им по ложке меда или по кусочку шоколада и кладет на порог своего дома под ноги две тарелки, принесенные из дома невестки. Согласно обычаю, первым разбить тарелку должен муж. Большое значение придавалось целомудрию невесты.

Чтобы удостовериться в том, что невеста непорочна, с утра в дом приходили близкие родственницы и проверяли простыни после брачной ночи. Поздравив молодую, они дарили ей яблоко, в которое были вставлены серебряные монеты, а ее матери посылали зарезанную курицу, красные яблоки и бутылку красного вина или коньяка, перевязанную красной ленточкой. В наше время матери невесты отправляют только корзину красных яблок в знак подтверждения невинности девушки. Праздник длится от одного до трех дней. Из заколотого быка готовят кушанья для банкета. Стол на армянской свадьбе всегда полон яств.

На них обязательно присутствуют свежая зелень: кинза, базилик, тархун, свежие овощи, лаваш, разные виды икры, сыры и фрукты. Главным блюдом уже на протяжении сотен лет остается шашлык (хоровац), перед подачей которого специально обученные официанты исполняют традиционный танец, держа в руках шпажки с нанизанным деликатесом. Изобилие напитков не уступает еде: вина местного производства, знаменитый коньяк, а также минеральная вода, домашние лимонады и компоты. Застолье начинается с тостов в память о покойных родственниках, а уже потом молодожены, их родители и родственники с обеих сторон удостаиваются внимания. Пир непременно сопровождается песнями и плясками. Армянская невеста, желающая преподнести подарок жениху и произвести незабываемое впечатление на будущих родственников, разучивает «Харси пар», что в переводе означает «танец невесты».

Он исполняется под национальную музыку, а движения напоминают невероятно грациозного, плывущего лебедя. Вообще музыка на армянских свадьбах продолжительная и зажигательная – обычно танцуют до изнеможения. Тут и традиционное «Кочари», и «Шалахо», и многие другие. Армянские танцы подразделяются на мужские, женские, одиночные и парные формы исполнения. Женские танцы отличаются скромностью, грациозностью, утонченностью и плавностью движений. Мужчина же – боец, созидатель, поэтому мужские танцы очень темпераментны.

До сих пор в Армении существует обряд «дарца» («верадарца»), т. е. возвращения молодой невестки спустя некоторое время после свадьбы в дом своих родителей – раньше на сорок дней, а сейчас 15-20 дней. В прошлом обычай возвращения домой сoвпадал с рождением ребенка, сейчас «дарц» большей частью приурочивают к какому-нибудь празднику.

В наше время свадьбы в Армении играют круглый год. Но раньше это действо совершалось исключительно осенью или в начале зимы, когда были закончены полевые работы и закрома были полны всяческого добра, а карасы (глиняные кувшины для хранения вина) – молодого вина. Кроме того, сохранились древние армянские медицинские трактаты, в которых говорится о пользе бракосочетания именно осенью или в начале зимы, когда организм человека полон жизненной силой.

Свадьба в Армении — это большой семейный праздник. В ходе исторических событий армяне были вынуждены расселиться по различным территориям, и до сих пор многие живут диаспорами по всему миру, поэтому любят собираться всей семьей. Армянские браки невероятно крепки, ведь за каждым стоит вся его семья, поддерживающая в любую минуту жизни.

Армянская свадьба

Любая армянская свадьба празднуется с большим размахом, и продолжается от трех дней до недели. Основную роль в продолжительности веселья играют финансовые возможности родителей молодоженов. Кроме того, существует ряд свадебных традиций, которых придерживаются, и по сей день, так как армяне очень ценят свою культуру.

Начало празднования

Как и у многих народов, армянская свадьба начиналась с традиционного омовения жениха и невесты. Эта традиция символизирует очищение молодоженов перед таким важным событием, как вступление в брак.

Традиционно армянскую свадьбу, начинали праздновать в домах жениха и невесты утром. Начиналось застолье, которое прерывалось для венчания. Стоит заметить армяне, несмотря на то, что они православные носят обручальное кольцо на левой руке, поэтому при венчании они надевают его именно так.

Также раньше невеста не участвовала в застолье. В доме ее родителей для нее обустраивали специальный уголок, где она сидела за ширмой. Считалось что благодаря этому можно уберечь девушку от сглаза. Однако в современности эта традиция не сохранилась, и невеста на застолье сидит возле жениха.

Естественно, при приходе молодоженов из церкви их обсыпают изюмом орехами и другими сладостями. Считается, что таким образом, отгоняются злые духи и у молодоженов будет счастливая жизнь. Этот обычай, как и традиция того что армяне носят кольцо на левой руке, сохранилась еще с дохристианского периода этой культуры. Так как на Кавказе было распространено много верований.

Первая брачная ночь тоже имеет свои особенности. Новоиспеченные муж и жена, оставались в доме жениха. При этом его родители и другие, проживающие в доме, шли ночевать к родственникам и соседям. Поэтому молодожены оставались в доме вдвоем и им никто не мешал.

Интересные традиции

Конечно же, большое значение придавалось целомудренности невесты, в знак которого ее мама получала подарки от новой свахи. Раньше это была зарезанная курица, красные яблоки вино или коньяк. Сейчас обычно свахе передают только корзину красных яблок.

Отсутствие такого подарка считалось большим позором для семьи, так как она не смогла сохранить целомудренность дочери, а как следствие дать ей хорошее воспитание. Конечно, в современном мире к данному факту относятся не столь критично, однако, традиции стараются выполнять.

По поводу кольца на левой руке. Объясняют они это тем, что так обручальное кольцо ближе к сердцу, и как следствие брак намного сильнее. Хотя обычно православные христиане, носят кольцо на правой руке, так как эта традиция идет еще с основания церкви и получила немало подтверждений в виде икон, на которых изображено венчание Марии. Хотя как показала современная практика, то, на какой руке носят кольцо — это свободный выбор каждого.

Однако армяне — это самобытная культура, поэтому они носят кольцо на левой руке. Историки еще по сей день не определили истоков этой традиции. Ведь, кроме того, что кольцо носят на левой руке, их обряды венчания практически не отличаются от других православных христиан.

Также стоит заметить, что свадьба в Армении, это праздник для всех родственников и соседей, а в некотором случае и для целой деревни. Празднование проводится с очень большим размахом. Эта традиция сохраняется, и по сей день. Раньше в зависимости от того какой была численность жителей деревни, еще до наступления совершеннолетия родители уже начинали копить деньги и запасаться вином и коньяком для свадьбы.

Поэтому когда приходило время, свадьба проходила с таким размахом, что жителям современных городов, сложно даже представить. Ведь приглашались не только все жители деревни, а и приезжали родственники из других. Поэтому веселье получалось просто грандиозным. Ведь родители невесты радовались, что их дочь выходит замуж. Соответственно родители жениха радовались, что их сын стал взрослым и завел свою семью. Поэтому для празднования свадьбы не жалели ничего.

Современные традиции

Конечно, современный мир значительно упростил свадебные традиции. Конечно, размах для жителя города по-прежнему остается чрезмерно большим, армяне также носят обручальное кольцо на левой руке, но, например, традицию прятать невесту сейчас можно встретить только в глубинке.

Немного переродилась и приобрела новую форму, традиция похищения невесты. Если какой-то парень хочет жениться на девушке, однако, ее родители против союза, он может просто запихнуть любимую в машину и отвезти ее к себе. Через день, его родители звонят или другим образом связываются с отцом и матерью невесты и предлагают выдать ее за их сына. Так как к целомудрию у армян очень щепетильное отношение, им не остается ничего другого как согласиться, ведь репутация девушки уже пострадала, и желающих жениться на ней не будет.

Девушке волей-неволей приходилось выйти замуж за своего похитителя. Какой бы ни была причина похищения, несогласие родителей или мнение девушки, с ней всегда почтительно относились в это время. Со стороны могло показаться, что ее просто носят на руках. Хотя в современном мире кражи распространены только в провинциях, ведь какой парень будет похищать девушку в городе, где ее родители могут сразу заявить в полицию.

Оцените был ли полезен для вас данный материал и расскажите о нем друзьям

(4 голосов, средний: 4,25 из 5)

Брачные обычаи армян. Часть I

Традиционная армянская свадьба – уникальное в своем роде явление. Тот, кто хотя бы раз побывал на настоящей армянской свадьбе, никогда ее не забудет. Вся прелесть армянской свадьбы состоит в том, что основные обычаи и традиции этого явления сохранились с незапамятных времен и соблюдаются по сей день.

В старину в Армении процесс вступления в брак состоял из множества этапов. Существовало немало запретов, которые могли стать препятствием на пути молодых. Многие из этих запретов сохранились до сих пор. Так, категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а то и до седьмого колена. Это во многом определялось экзогамным характером азга (рода) у армян. Даже во второй половине XIX века браки внутри азга не допускались, поскольку его члены считались близкими родственниками. При этом в разных областях Армении понятие «близкий родственник» варьировалось от четырех до семи поколений, в зависимости от того, до какого колена велся счет родства от основателя азга.

Другим видом запретов было ограничение по свойству. Не допускался брак двух родных братьев с двумя родными сестрами.

Строгим препятствием к браку, как уже отмечалось, было искусственное родство. Так, усыновленный гердастаном не имел права жениться на девушке того же гердастана, поскольку считался близким родственником. Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами, между лицами, скрепленными узами побратимства или посестримства. Весьма распространен у армян был институт кумовства (каворутюн), которое считалось, независимо от того, свадебным оно было или крестильным, нередко даже более близким, чем кровное родство. Поэтому брачные связи категорически запрещались не только с представителями семьи кума кавора, кнкавора, но и между потомками кумовьев.

На брачные ограничения оказывала влияние национальная и религиозная принадлежность.

Брачный круг был ограничен и территориально, т.е. невесту старались выбрать в родном или соседнем селе. Интересна с этой точки зрения старая армянская поговорка: «Лучше отдать дочь местному пастуху, чем чужому царю».

Брак считался в Армении нерушимым; разводы были чрезвычайной редкостью. Семья и в наши дни воспринимается армянами как святое, поэтому в сравнении с другими странами в Армении количество разводов в разы ниже.

По армянскому обычаю невесту обычно выбирали родители юноши, причем инициатива принадлежала матери. Остановив свой выбор на той или иной девушке, она предварительно совещалась с мужем Затем они старались собрать интересующие их сведения о предполагаемой невесте и ее семье. Основное внимание обращали на скромность, трудолюбие и хорошее здоровье будущей невестки. В то же время внимательно присматривались к характеру родителей девушки, особенно матери; недаром говорилось: «Беря в жены дочь, посмотри на ее мать».

Армянская свадьба состоит из трех этапов: сговор (хоскап), обручение или помолвка, свадьба. Если раньше супругов для своих детей выбирали родители, то сегодня влюбленные вправе строить семью, основываясь на своих чувствах. По армянским традициям после выбора невесты родители жениха с близкими родственниками идут в дом невесты на «сговор» с ее семьей. После получения согласия семьи назначают дату обручения и свадьбы. В назначенный день обручения в дом жениха приходят его родственники, крестный (кавор), иногда и музыканты. Родственники приносят подарки для невесты. Жених с родителями, родственниками и с кавором, взяв с собой ншан – обычно кольцо или другие украшение, а также подносы с подарками, идут в дом невесты, где и совершается обряд обручения. В доме невесты также собираются родственники, накрывается стол. Центральной фигурой на армянской свадьбе является кавор (крестный). После объявления кавором помолвки жених надевает на палец невесты кольцо. По народным представлениям нарушить обручение считается позором. После обручения оба семейства становятся «хнами» (сватами) и обязаны во всем помогать друг другу.

В следующей части мы расскажем о самом свадебном торжестве и предществующих ему приготовлениях.

Сохраняем традиции: Армянская Свадьба

У каждого народа свой свадебный обряд. Но ни один из них по щедрости и красоте не сравнится с армянским. Армянская свадьба – это уникальный праздник, неповторимый па своей торжественности, щедрости и красоте. Это не день, даже не два дня – это недельные гулянья, сопровождающиеся богатым столом, огромным количеством подарков, длинными и красивыми тостами (а куда же без них?!). Есть и более экзотические проявления: жертвенный бык, джигитовка, выстрелы в воздух и многое-многое другое.

По древнему армянскому обычаю невесту выбирали родители юноши, причем инициатива принадлежала матери. Остановив свой выбор на той или иной девушке, она предварительно совещалась с мужем и со своими родственниками. Затем они старались собрать интересующие их сведения о предполагаемой невесте и ее семье. Основное внимание обращали на скромность, трудолюбие и хорошее здоровье будущей невестки, при этом внешности не придавалось особого значения. В наше время, подыскав юноше невесту, родители или близкие родственники стараются, чтобы он смог под каким-нибудь предлогом заранее увидеть девушку. И это не шутка, по сей день невесту часто выбирают родственники жениха.

Выбрав невесту, родители юноши обращались к одной из своих родственниц, знавшей также и семью девушки, с просьбой быть посредницей (миджнорд кин) в переговорах с матерью их избранницы и уговорить ее получить согласие отца на замужество дочери. Узнав о намерении жениха, мать девушки в первую очередь советовалась со своим родным братом. Обычай посылать до официальных сватов в дом родителей девушки посредницу, чтобы та окольным путем по возможности больше узнала об их намерениях, сохраняется иногда и поныне в сельской среде.

Через несколько дней происходит основное сватовство. В дом родитлей девушки отправлялись сваты из числа родственников – мужчин по отцовской линии, с которыми шла посредница, а иногда и мать жениха.

О приходе сватов родителей девушки, как правило, оповещали заранее. Придя в дом родителей девушки, сваты начинают разговор о, казалось бы, не относящихся к цели их прихода посторонних вещах: местных новостях, видах на урожай, здоровье и погоде. И только после этого приступают к главному. О цели визита, как того требует традиция, говорят иносказательно, например: «Мы пришли, чтобы из вашего дома сорвать один цветок» или «пришли, чтобы из вашего дома взять горсть земли » и т.п.

Прежде чем дать положительный ответ, отец девушки обязательно заручается согласием своего брата, сыновей и жены. А затем спрашивает дочь о ее согласии. Родители девушки и сегодня, согласно традиции, считают неприличным соглашаться на брак дочери с первого раза, и сватам приходится несколько раз спрашивать согласия.

Согласие на брак родители давали в иносказательной форме: «Не будем спорить, подарком – кольцом или другим украшением для невесты и только после приглашали родителей жениха на смотрины.

Наиболее важным обрядом предварительного этапа свадебного цикла, не потерявшим своего значения и теперь, было обручение, или помолвка (ншанадрутюч).

День обручения назначался заранее и является одним из самых важных в свадебном цикле.

В доме невесты в этот день накрывали стол и приглашали близких родственников. Со стороны жениха в дом невесты шли сам жених, его родители и близкие родственники.

«Делегация» жениха несла с собой коньяк, вино, сладости, фрукты, подарки невесте и обручальный подарок (ншан), причем все это предварительно освящалось в церкви. Придя в дом невесты, жених и его родители еще час ведут светскую беседу. Когда же наконец переходят к сути дела, отец невесты вызывает свою дочь и спрашивает ее мнение. После положительного ответа отец невесты открывает принесенный стороной жениха коняк и конфеты или же вместе открывают поставленные тцом девушки коньяк и конфеты.

Если родственники жениха принесли с собой кольцо, то жених сначала надевает на безымянный палец девушки кольцо, а будущая свекровь преподносит невесте что-нибудь из золотых украшений и только потом начинается угощение, произносится тост за «два цветка» – жениха и невесту. Гости дарят подарки и провожают молодых за порог – им нельзя оставаться на празднике в этот день. Гулянье продолжается до поздней ночи. Часто принесенные невесте подносы возвращают в тот же день с подарками.

На следующий день жених один или со своей сестрой (братом, другом) навещает девушку и несет украшение из золота. Ему тоже в этот день родственники невесты вручают подарок. После обручения свекровь приглашает девушку к себе домой и дарит ей какой-нибудь подарок.

Через месяц после обручения назначали день свадьбы. В это время обе стороны вели торг – определяли сумму выкупа за невесту и размер приданого (ожит). Особый обряд – ордзевк – подготовка свадебного наряда невесты. Шили его в торжественной обстановке, приглашая близких родственников с обеих сторон.

Свадьбу (харсаник) справляли поздней осенью или зимой. Главную роль в обряде играли каор и каворакин

(посаженые отец и мать). Свадьба начиналась утром одновременно в обоих домах. Во дворе дома жениха под звуки зурны закалывали свадебного быка (мсацу), шея которого непременно украшалась гирляндой из яблок. Ритуал сопровождался песнями и танцами молодых девушек. Жених делал складным ножом надрез на шее быка. Кавор кровью быка смазывал жениху лоб. Мать обмакивала в крови красную нить и хранила ее до брачной ночи. По древним поверьям, это способствовало беспрепятственному соединению молодых. Бык у армян издревле символизировал плодородье по этому все ритуальные действия должны были способствовать деторождению.

По дороге к церкви молодоженов вели рядом. К поясу жениха привязывали платок, конец которого держали у груди невесты, чтобы никто не смог пробежать между молодыми и «лишить жениха мужской силы». Молодых окружали друзья со свечами или факелами в руках. Шествие сопровождалось песнями, стрельбой в воздух, криками. Весь этот шум должен был отгонять злых духов. Уберегая невесту от бесплодия, гости внимательно следили, чтобы никто не бросил на крышу камень. Во время венчания кавор держал над головами молодых скрещенные меч и ножны

В церкви священник повязывал жениху и невесте на руку нарот – шнур, свитый из красных и зеленых нитей. До снятия нарота (это мог сделать только священник) молодожены не имели права взойти на брачное ложе.

Из церкви новобрачные шли рядом – невеста чуть отставала от мужа, держась за полу его платья. Чтобы обмануть злых духов и избежать встречи с ними, домой возвращались другой дорогой.

СВАДЕБНОЕ ЗАСТОЛЬЕ

Застолье начиналось с тостов в память покойных родственников, потом провозглашались тосты за счастье молодых и их родителей. Пиршество сопровождалось песнями, плясками и длилось несколько часов. На свадьбе обязательно устраивали канч (букв, «зов») – сбор денег. Иногда вместо денег гость мог подарить овцу или теленка. Собранное передавалось матери невесты. Помимо денег гости преподносили небольшие подарки и украшения. Их молодая забирала с собой в дом мужа и одаривала его близких родственников.

Когда гости расходились, начиналась демонстрация приданого. Каждую вещь под общее одобрение показывали отдельно.

ПРОЩАНИЕ С ДОМОМ

Кульминация свадьбы наступала в воскресенье – невесту перевозили в дом жениха.! В этот день в обоих домах опять приглашали гостей. После небольшого угощения жених со свитой шли за невестой в дом ее родителей. Отец невесты выводил дочь за руку и передавал отцу жениха со славами: «Передаю тебе добро – пользуйся им на счастье». Отец жениха давал обещание беречь как «свет своих очей». Обряд сопровождался особой грустной мелодией. Под музыку невеста целовала руку отцу и матери, жених – всем ее родным.

Родственники невесты не выпускали участников свадьбы, пока не получали от кавора выкуп – обычно ягненка или козленка. Свадебное шествие сопровождалось криками, выстрелами, джигитовкой на конях.

Когда свадебная процессия подходила к дому жениха, во дворе начиналась шуточная борьба (кюх) между его родителями. По обычаю, в ней побеждала мать. Перед приходом новобрачных на пороге дома закалывали жертвенного барашка или петуха. На молодоженов сыпали сушеные фрукты, орехи, зерно, конфеты, мелкие деньги. Это должно было принести им благополучие. Перед невестой ставили горшочек с маслом. Она смазывала маслом косяк двери и волосы свекрови в знак пожелания богатства дому. Свекровь клала в рот молодым по кусочку сахара для «сладкий жизни».

После ухода гостей священник снимал нарот с новобрачных, развязывал узел нитки, окровавленной при закалывании «свадебного быка», раскрывал нож. У постели ставили вино, фрукты, мед и сладости. В эту ночь в доме не оставался никто из домашних.

Из века в век люди придерживались национальных свадебных традиций, опасаясь суеверий. Теперь в злых духов верится с трудом. Но остается не менее весомый аргумент в пользу свадебного обряда – его невероятная красота и зрелищность.

Армянская свадьба: традиции от Нью-Йорка до Находки через Ереван

На армянской свадьбе обряды и традиции предков трепетно соблюдаются вне зависимости от географии торжества. Такой глубины понимания важности свадебного ритуала, пожалуй, больше нигде не встретить. Армянские невесты нежны и женственны; женихи – бесконечно мужественны. Армянская свадьба – торжество жизни, роскошный праздник, который запоминается на всю жизнь.

Красивый обряд венчания на армянской свадьбе.

Сватовство армянского жениха

Ни один парень из хорошей армянской семьи не возьмет девушку в жены против воли родителей. Конечно, случаются истории, когда Арам Монтекян и Джульета Капулетян женятся вопреки мнению родни. Один классик даже описывал подобную ситуацию.

Давно это было, но нешуточные страсти кипят и по сей день. Так что тридцатидвухлетний, преуспевающий банковский служащий, армянин из Нью-Йорка и в XXI веке, надумав жениться, обязательно сначала расскажет о своем выборе матери (именно матери, а не отцу).

Выбор невесты для армянского жениха – процесс не из легких…

Мама в тот же день начнет обзванивать подруг, родных и знакомых, соберет всю информацию (вплоть до детских болезней), проверит родословную до седьмого колена, и только после этого даст свое согласие. Вы даже не представляете себе, с каким жаром и пылом кинутся помогать матери жениха дальние и близкие родственницы, как они будут обсуждать прадеда Ашота и бабушку Аревик будущей снохи!

Будет выпита не одна чашечка кофе с ароматной кятой (сладкое печенье), пока обсудят все: образование, воспитание, внешность (прошли те времена, когда главным для невесты было благосостояние, скромность и здоровье), умение одеваться, родительский дом, кулинарные способности невесты и ее матери, основательность отца и положение в обществе братьев.

И это еще максимально нетрадиционный вариант. Скорее, сценарий будет таков: наш банковский служащий придет к маме и скажет, что его повысили в должности, и он теперь может позволить себе содержать семью. Нет ли у нее на примете милой, красивой девушки? У мамы, будьте уверены! – уже давно есть кандидатуры. Ведь что может быть в жизни важнее женитьбы сына?! Ну, если только рождение внуков…

После того, как невесту выберут, обсудят и одобрят, в ее дом посылают «миджнорд кин» – общую знакомую, которая идет «на разведку». Минджорд говорит с матерью невесты и договаривается о дне официального визита. Через несколько дней происходит само сватовство, «ншанадрутюн». Сваты, только мужчины, приходят в дом невесты вечером, в темное время суток (чтоб без лишних глаз). Сватовство начинается с обсуждения политического и экономического положения в мире.

Второй этап – разговоры о родственниках и знакомых. И только обсудив Обаму, Путина, Сержа Саргсяна, всех родственников и знакомых, начинаются само сватовство. Родители невесты своего согласия отдать дочь сразу не дают (мол, такая доченька и самим нужна). Во время сватовства и сговора назначают день обручения. «Точка», «печать» на соглашении – это разломленный на две части лаваш. Одну половину берет отец невесты, вторую – отец жениха: в знак того, что с этого момента у них общий хлеб.

Ншандрек: обручение по армянским свадебным традициям

В доме невесты накрываются столы, собираются родственники. Жених с делегацией из самых близких и уважаемых членов семьи приходит в дом к невесте с подносами фруктов, вином, коньяком и – внимание! С дорогим, красивым кольцом, которое жених одевает избраннице на безымянный палец. Размер бриллианта и количество золота значение имеет. Раньше в этот день дарились серебряные браслеты и украшения, но сегодня бриллианты стали обязательными.

Подарки несут на красиво оформленных подносах, так, чтобы было видно издалека.

Потом молодых выставляют за порог, обильное, веселое застолье продолжается без них: это праздник старшего поколения, родителей, которые воспитали и вырастили детей. Им есть чему порадоваться и что отпраздновать! Во время обручения следует череда взаимных подарков. На второй день после обручения невеста приходит с визитом в дом жениха. Но к не нареченному, а к его матери. Свекровь дарит невестке золото, родители невесты тоже одаривают будущего зятя. Во время обручения обговаривается дата свадьбы и начинается бурная подготовка.

Армянская свадьба: три дня празника!

Если вам посчастливилось быть гостем на армянской свадьбе, вы на всю жизнь запомните это событие. Раньше свадьбу праздновалось семь дней. Целых семь! Сегодня ритуал сокращен до двух-трех суток.

Первый день армянской свадьбы

Друзья и родственники жениха идут в его дом, друзья и родственники невесты – в ее. Веселье и застолье в обоих домах продолжается с утра до вечера; жених посылает невесте подносы и корзины с фруктами, вином, угощением со своего стола. Невеста в ответ посылает выпечку собственного приготовления. Раньше в первый день в доме жениха резали ритуального быка, его кровью смачивали нить (нарот), которой связывали руки нареченных на свадьбе. Сейчас сложно представить заклание тельца во дворе многоэтажного ереванского дома, и быка вполне заменяет петух.

Второй день армянской свадьбы

Утром жених идет в дом кавора (крестного), где собирался некий мальчишник и совершалось ритуальное омовение; после совершения всех обрядов жених вместе с родней едет в дом невесты. По обычаям женихам полагается прикреплять с левой стороны пиджака красный бант. Сейчас его заменил элегантный, даже гламурный красный платок в кармашке. По правую и левую руку молодожена следуют посаженные родители: кавор и каворакин (главные действующие лица на армянской свадьбе, распорядители). На блюдах и подносах несут богатые подарки (выкуп). И все это – под веселую, зажигательную музыку!

Так, под музыку, забирают невесту из дома

Родственницы жениха сами наряжают невесту в принесенные наряды (да, именно родня жениха должна выбирать и покупать свадебное платье). Современные девушки, все же, предпочитают выбирать платье сами, по своему вкусу. Из дома жениха ей приносят только фату, перчатки и туфли.

Жених в другой комнате за накрытым столом вместе с мужчинами ждет нареченную. Невеста готова и можно ехать в церковь? – Нет! Брат девушки держит дверь кинжалом и требует выкуп. Сейчас это чисто символическая сумма; но раньше выкуп был очень значительным. Деньги отдает кавор (крестный отец). После выхода пары мать девушки раздает гостям круглую кяту и поднос с отварной курицей, накрытый шелковым платком. С этой курицей едут в ЗАГС, а потом на венчание в церковь.

Обязательный обряд венчания в церкви.

Свадебный пир, по традиции, устраивает жених. После ЗАГСА молодожены обязательно приезжают в его дом. Мать перед входом кормит молодых медом (чтобы жизнь сладкая была) и набрасывает на плечи лаваш, армянские тонкие лепешки (на благополучие). Потом разбивает тарелку на пороге (на удачу), которые должны быть принесены из дома невесты. Время внесло свои поправки: в квартире или коттедже тяжело разместить двести-триста (а часто и больше!) гостей, поэтому пышное, обильное застолье, как правило, переносится в ресторан. Звучат мудрые и веселые тосты, гости много танцуют под живую, национальную музыку. Обязательны обрядовые игры, смешные сюрпризы. Заканчивается тожество раздачей таросиков (сувениров) всем неженатым и незамужним гостям.

Пышная свадьба с многочисленными гостями в ресторане.

Третий день армянской свадьбы

На третий день готовится хаш, много мясных блюд. Утром, в первой половине дня приходят близкие родственники и друзья с обеих сторон. Хашем на третий день, собственно, и заканчивается свадьба.

Ссылка на основную публикацию